0
1315
Газета Культура Печатная версия

13.12.2017 00:01:00

Спиваков открывает молодым доступ к своему оркестру

Маэстро провел финальный отбор дирижеров в стажерскую группу

Тэги: владимир спиваков, оркестр, дирижеры, отбор


владимир спиваков, оркестр, дирижеры, отбор Дирижер Дмитрий Матвиенко. Фото Михаила Дерюгина

В Московском международном Доме музыки, резиденции Национального филармонического оркестра России (НФОР), состоялись двухдневные открытые репетиции молодых дирижеров, которые претендуют на место в стажерской группе. В конце декабря художественный руководитель НФОР Владимир Спиваков, директор оркестра Георгий Агеев и руководитель стажерской группы Александр Соловьев вынесут вердикт, определив новый состав.

Интересно, что в голосовании участвуют и музыканты оркестра, и даже журналисты, присутствовавшие на прослушиваниях – каждый получил специальный бланк. Правда, критики, к сожалению, практически отсутствовали – и зря, потому что наблюдать за процессом взаимодействия молодого дирижера и уже опытных, знающих себе цену музыкантов было довольно интересно. Каждый из шести претендентов выбрал одно произведение из репертуара НФОР и продемонстрировал свое видение партитуры, свою работу с оркестром за отведенное ему время – один час.

Мысль о создании стажерской группы возникла в 2004 году у директора НФОР Георгия Агеева, который высказывался тогда об отсутствии практики у молодых дирижеров: «Серьезнейшая проблема заключается в том, что, обучаясь в консерватории, студент-дирижер почти не имеет выхода к оркестру – то есть к своему инструменту. Дирижер мне видится наиболее трагической фигурой концертно-филармонической жизни». Многие сразу поддержали подобное начинание, отметив важность и необходимость конкурса, не имеющего на тот момент аналогов в стране. Поработать со знаменитым оркестром, заявить о себе, выступить на лучших площадках Москвы – это, безусловно, перспективный творческий старт. За несколько лет стажировку в НФОР прошли многие молодые дирижеры, ныне ведущие руководители музыкальных коллективов: Алевтина Иоффе, Максим Емельянычев, Денис Власенко, Валентин Урюпин, да и сам Александр Соловьев. С 2006 по 2009 год стажеры провели программу «Знай наших!», выступив в Концертном зале имени Чайковского и в Светлановском зале Дома музыки.

В приоритете у молодых дирижеров оказались два композитора: совсем неожиданно – Александр фон Цемлинский и вполне ожидаемо – Петр Ильич Чайковский. Симфоническая фантазия «Русалочка», позднеромантическое сочинение Цемлинского, прозвучала у НФОР под руководством Арсентия Ткаченко и Александра Хумалы. Оба решили после первого проигрывания сосредоточиться на отдельных эпизодах – особенно Хумала, вызвавший недовольство у музыкантов неоднократными просьбами несколько раз повторить тот или иной такт. Ткаченко же пытался выстроить необходимый баланс между тембрами, акцентируя внимание на динамических нюансах. В целом «Русалочка» и у того, и у другого дирижера удалась: было видно, что оба хорошо знают эту, в общем-то, нечасто исполняемую музыку. Симфонии Чайковского «Манфред» повезло меньше. Ее сначала представил дирижер Сергей Акимов, который «прогнал» сочинение от начала до конца без каких-либо комментариев, а затем его коллега Дмитрий Матвиенко – он взял слишком медленный темп в первой части, отчего воспринимать (и наверняка играть) патетическое сочинение было непросто.

Единственная девушка-дирижер Анна Ракитина обратилась ко Второй симфонии Брамса. И если первые две части звучали несколько нестройно и «одним мазком» (хотелось, чтобы стажер поработала с каждой группой инструментов отдельно), то финал вышел по-настоящему цельным и точным по характеру. Пожалуй, по-настоящему четкое понимание поставленной задачи продемонстрировал Ариф Дадашев – наиболее опытный и уверенный в себе дирижер. Не побоявшись взять Шестую симфонию Брукнера, он не только скрупулезно «оттачивал» с оркестром подголоски, сольные эпизоды, подходы к кульминациям, но и прибегал к образным ассоциациям, рассказывая историю создания произведения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Гимн Хворостовскому

Гимн Хворостовскому

Марина Гайкович

Памяти певца посвятил свой концерт в Москве симфонический оркестр Республики Татарстан

0
675
Курентзис одним звуком заставил зал замолчать

Курентзис одним звуком заставил зал замолчать

Марина Гайкович

Гастроли оркестра MusicAeterna в Москве

0
3076
Гидон Кремер и Владимир Юровский – о 1917-м и 2017-м

Гидон Кремер и Владимир Юровский – о 1917-м и 2017-м

Марина Гайкович

Госоркестр имени Светланова с двумя программами музыки последнего столетия

0
1263
Александр Сладковский: "Стационарный оркестр должен быть как настоящая спортивная команда"

Александр Сладковский: "Стационарный оркестр должен быть как настоящая спортивная команда"

Владимир Дудин

Главный дирижер Государственного оркестра Республики Татарстан представил в Москве антологию симфоний и концертов Шостаковича

0
2009

Другие новости

Загрузка...
24smi.org