0
1747
Газета Культура Печатная версия

28.12.2017 00:01:00

Музеи отметили 100-летие Октябрьской революции (4)

Кураторы показали, как события 1917-го отразились на художниках и их творчестве

Тэги: революция, музеи, эрмитаж, выставки


революция, музеи, эрмитаж, выставки Фрагмент выставки «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году». Фото с сайта www.hermitagemuseum.org

О 100-летии революции, особенно в порядке обратной перспективы 2017–1917 годов, странно говорить «отмечать». Все-таки вспоминать или (пере)осмысливать. Посвященных этой дате выставок было много. Некоторые из них тему революции пытаются вернуть к исторической перспективе.

Средоточием воспоминаний о революции, естественно, стал Эрмитаж. В рамках революционного проекта «Штурм Зимнего» главной стала выставка «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь». В парадных залах дворца экспозиция говорила об Истории, представляя факты-свидетельства. Лучшая позиция в отношении противоречивого времени. (Куратор экспозиции Елена Соломаха – автор книг о распродажах, что устроят эрмитажным ценностям большевики.)

Захват власти Ленин планировал одновременно в обеих столицах. Москва вспоминала революцию по-своему. Сходный, основанный на работе с фактами подход избрали в Третьяковке, но сосредоточившись на материале истории искусства. Выставка «Некто 1917» – попытка собрать произведения, созданные в близкие к революционному годы, то есть опять-таки свидетельства времени и того, что на самом деле интересовало тогда художников. Это и напоминание о том, что популярная тема про авангард и революцию – красивое клише: главные изобретения в искусстве были сделаны до 1917-го.

Современное искусство революционную «повестку» словно предпочло не замечать. Тут было два крупных события. Классик современности Ансельм Кифер в Эрмитаже принес оммаж Велимиру Хлебникову. Пушкинский же музей позвал модного китайского художника Цая Гоцяна. Его «Октябрь» встречал зрителя аллеей желтеющих березок и холмом детских кроваток. Поэтичная метафора внутри музея продолжилась галереей зрелищных, но банальных мыслей.

Историческую перспективу показали на не привязанных к «датскому» году выставках. Это и вторая часть проекта Андрея Сарабьянова «До востребования» в Еврейском музее, в фокусе внимания которой были работы – и судьбы – авангардистов с 1917 до 1932-го. Это и «Сокровища Нукуса» в ГМИИ, где был и авангард, спасенный в советское время. Одной из сквозных тем оказались часто трагические пути художников. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Москве пройдут выставки, концерты и кинопоказы, приуроченные к 80-летию Владимира Высоцкого

В Москве пройдут выставки, концерты и кинопоказы, приуроченные к 80-летию Владимира Высоцкого

0
415
Таких подлецов на куски резать!

Таких подлецов на куски резать!

Алекс Громов

Отрывок из книги «Враги народа – враги Сталина? Анатомия репрессий»

0
1877
Палиндром дорог

Палиндром дорог

Дарья Курдюкова

Новые работы Игоря Шелковского показывают в Третьяковке

0
897
Сумеет ли Россия искоренить авторитарное массовое сознание?

Сумеет ли Россия искоренить авторитарное массовое сознание?

Алексей Кива

Сумеет ли Россия искоренить авторитарное массовое сознание?

0
2510

Другие новости

Загрузка...
24smi.org