0
299
Газета Политика Печатная версия

14.09.2025 20:11:00

Власти осторожно подогревают явку избирателей

В ряде регионов губернаторы решились выиграть выборы у протестного электората

Тэги: выборы, едг, дэг, избиратели, явка избирателей, власть

Online версия

выборы, едг, дэг, избиратели, явка избирателей, власть В информационном центре Центризбиркома внимание СМИ было направлено на показатели явки. Фото с сайта www.cikrf.ru

По данным ЦИК РФ на середину 14 сентября, на единый день голосования (ЕДГ) пришли 16 млн человек, или около 29% избирателей. К вечеру эта цифра стала меняться в сторону увеличения, поскольку на востоке страны приступили к подсчету результатов выборов. Рекордсмены явки – Ленинградская область, Севастополь и, конечно, Еврейская автономная область (ЕАО), – видимо, ими и останутся. А показатели кандидатов от власти, похоже, будут там достаточно высокими. Точно так же, как, к примеру, в Краснодарском крае. Многие регионы, вероятно, не опасаются подогревать электоральную активность граждан, или полностью контролируя этот процесс, или, возможно, подписавшись на участие в эксперименте. Ведь в будущем году избирать Госдуму на явке в 50% было бы уже политически неправильно.

«Средняя температура по больнице» – явка избирателей на полдень 14 сентября сильно контрастировала с аналогичным показателем дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Там за первые и вторые сутки ЕДГ успели проголосовать 85% зарегистрировавшихся граждан.

Между тем в региональных отчетах об активности избирателей, конечно, мелькали совсем иные цифры. Например, в Иркутской области показатель явки достиг почти 31,5%, то есть превысил, хотя и ненамного, уровень 2020 года. Явку в диапазоне от 30% до 35% показали и такие разные регионы, как, скажем, Свердловская область и Татарстан. Хотя понятно, что стартовые позиции глав этих субъектов РФ были различными. Еще полдесятка регионов превысили планку в 40%, а несколько вышли на уровень «за 50%». Это в первую очередь ЕАО, Краснодарский край, Севастополь и Ленобласть.

Показательно, что явка выше в тех регионах, где проходили отдельные губернаторские выборы, которые давно носят референдумный характер. Видимо, твердая предсказуемость результатом способствует тому, что протестный электорат демобилизуется, и игра в высокую явку становится для власти менее рискованной. А вот на выборах в заксобрания и гордумы региональных столиц явка избирателей по-прежнему выглядит более «подсушенной». Кроме Белгородской области, власти которой не ждали, пока протестные настроения растворятся сами собой, а настойчиво их гасили. Выборы же в горсовет Махачкалы, где явка превысила 50%, пока тоже можно объяснить особенностями местного кланового устройства.

«НГ» спросила у экспертов, становится ли показатель явки уже на ЕДГ-2025 основным KPI для властей? Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что «теперь явка – главный KPI». Ведь победители выборов, особенно губернаторских, известны заранее, а от депутатов представительных органов мало что зависит, так что избиратель потерял интерес к выборам вследствие их декоративности (см. «НГ» от 10.09.25). А явка демонстрирует мобилизационные возможности власти. Калачев напомнил, что хотя социологи, например ВЦИОМ, фиксируют, что, мол, свыше 60% избирателей ходят на выборы, «этот ответ на деле вызывает сомнение». «Все врут про охоту, рыбалку и поход на выборы. Потому что голосование расценивается как гражданский долг и является социально одобряемым действием. Даже если люди не ходят на участки, то они часто говорят обратное», – заметил он.

Калачев напомнил, что явка для региональных властей – показатель управляемости и контролируемости: «Высокая явка – показатель того, что губернатор сможет организовать не только региональные, но и федеральные выборы и даже работать в условиях форс-мажора». И при этом регион способен продемонстрировать не только результат, но и организовать действо. Калачев считает, что высокой явки региональные власти уже не боятся. «У нас результат модерируется на разных уровнях. Административная машина также работает на власть. Например, в Свердловской области были утечки: глав районов предупредили, что они будут наказаны, если на их территориях провалится Паслер», – отметил он. По мнению Калачева, в следующем году явка на выборах будет не ниже, чем в прошлый думский цикл (51,72%), а скорее выше.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Явка – один из показателей легитимности выборов. Поэтому логично, что для администрации президента явка стала одним из ключевых показателей эффективности». Он напомнил, что от региона к региону ситуация из года в год всегда разная, что сохранилось и на нынешних выборах. При этом Мухин заметил, что «у администрации президента традиционно есть модель выборов, но при этом нет цели любой ценой загнать людей на голосование, главное для власти – это прозрачный результат». И, по его мнению, явка на выборах следующего года в Госдуму не поддается прогнозу хотя бы потому, что никто не знает, что будет с внешней и внутренней политикой: «Если власть хорошо поработает и будет социально активной, то будет высокая явка и позитивный результат, а если власть будет вести себя плохо – то, к примеру, будут высокая явка и негативный результат». 

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «Все-таки главный KPI на выборах – это по-прежнему результат. На губернаторских выборах – это победа в первом туре. А то ведь явка может быть и рекордной, но результат окажется негативным, что вряд ли обрадует модераторов внутренней политики. Именно поэтому высокая явка все-таки не универсальное требование». Безусловно, пояснил он, это показатель эффективности, но не главный. И по-прежнему есть опасения «раздувать явку в регионах с высокой протестной активностью и протестным голосованием в их политической истории». Этим и объясняется низкая явка, например, в Иркутской области. Как считает Макаркин, по негласной установке высокую явку обеспечивают там, где могут это сделать без потерь для результата региональной власти. Так что «в каждом регионе свои механизмы победы».

При этом он напомнил, что у властей появился замечательный инструмент выборной страховки в виде ДЭГ. Теперь онлайн в основном голосует лояльный электорат, большей частью в пятницу перед выходными. Это потому, подчеркнул Макаркин, что главная проблема с лояльным электоратом в том, что его сложно мобилизовать, эти люди и так уверены, что кандидат или партия власти выиграют. «И дозвониться им, уговорить приехать в воскресенье на участки пораньше давно стало безнадежной задачей. Поэтому на помощь пришел ДЭГ», – заметил он. Что же до 2026 года, то, уверен Макаркин, это будут федеральные выборы, а на них явка всегда выше, подтянутся даже «отстающие» регионы. «Там у властей риск разгонять явку будет еще ниже, а у избирателей мотивация идти на участки – еще выше. К этому подключаются и Центризбирком, и федеральные телеканалы, а на выборы чаще ходят именно телезрители. В основном, возрастной электорат, который более дисциплинирован», – сказал он. А вот выше ли будет результат, чем в 2021 году или ниже, зависит и от «черных лебедей», и от эмоций избирателя: «Есть объективные политические и экономические факторы, показанные в цифрах. А есть отношение избирателей, то, как они все воспринимают. От этих двух факторов и будет зависеть явка».


Читайте также


Путина знакомят с достижениями науки, культуры и бизнеса

Путина знакомят с достижениями науки, культуры и бизнеса

Иван Родин

Неделя в политике.В судебной системе обновляют руководство и оборудование

0
296
Германия вновь пробивает дно отношений с Россией

Германия вновь пробивает дно отношений с Россией

Владислав Белов

Противник, а не партнер

0
507
Молдова: две недели до…?

Молдова: две недели до…?

Андрей Сафонов

Парламентские выборы могут кардинально изменить ситуацию на берегах Днестра

0
506
Итоги Анкориджа: испытание на прочность

Итоги Анкориджа: испытание на прочность

Андрей Кортунов

Была ли встреча на Аляске стратегическим достижением или тактической победой Кремля

0
335

Другие новости