0
1961
Газета Культура Печатная версия

28.05.2018 00:01:00

Разваленный Союз собирают по кусочкам

Очередной Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии собрался в Армении

Тэги: молодежный театральный форум, снг

Полная On-Line версия

молодежный театральный форум, снг Грузинский спектакль-променад стал нелегким испытанием для зрителей. Фото Елены Лапиной предоставлено пресс-службой фестиваля

Форум для театров бывших стран Союза уже в третий раз проводит Международная конфедерация театральных союзов. Ее президент – гендиректор Международного театрального фестиваля им. Чехова Валерий Шадрин. Ранее форум проходил в столицах Молдавии и Белоруссии, четвертый должен состояться в Узбекистане, причем раньше обычного – уже через два года. При поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ в этом мае молодые режиссеры в третий раз встретились в Ереване.

Одна из главных проблем постсоветского пространства – это тонкий баланс стран и наций в отношениях с Россией и Европой. Те, кто ближе к Западу, – и в политических отношениях склоняются в сторону европейцев, и в культурном отношении перенимают зарубежные веяния быстрее, в других же сильнее ощущается советское наследие. Не говоря уже о междуусобных конфликтах – в Армению с трудом пускают после посещения Азербайджана.

Как бы ни было искусство вне политики, к сожалению, развитие культуры конкретной страны крайне от нее зависимо. Так, на украинский театр оказывают воздействие напряженные, почти катастрофические отношения с Россией (контакты с российскими деятелями цензурируются), молдавские театральные деятели боятся охлаждения в сфере культурных связей с Россией из-за перехода на румынскую сторону. Белорусских драматургов переводят на польский, но не на русский язык. Спектакли играли на форуме на родных языках, неформально же общались на русском – и есть в этом нечто мистическое кроме сухого понятия «язык межнационального общения».

Острая внутрицеховая проблема – в воспитании новой генерации режиссеров, художников, драматургов, которые получают давно не единое, разрозненное по театральным школам образование, иногда урывками стажируясь в Европе или России. Разделенный мир перестал давать крепкие связи, и начинающим специалистам негде обмениваться опытом. В то время как национальные и русскоязычные театры стран СНГ остро нуждаются в качественных творческих работах. Именно эти болезни и пытается лечить форум, собирая тех, кому до 35; практически в одиночку, потому что проектов с такими актуальными задачами сейчас крайне мало (см. «НГ» от 01.11.17).

В режиссерско-драматургической лаборатории с помощью студентов и выпускников Ереванского театрального института были подготовлены эскизы, представившие пьесы современных авторов, которые вошли в сборник форума. Тут прозвучали имена, хорошо известные в России, – Дмитрий Богославский, Константин Стешик, об иных было важно узнать, что современная драматургия развивается и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Армении, однако в Белоруссии, например, цензура не дремлет и давит новую драму, закрывая постановки и лишая господдержки.

Как точно сказал руководитель workshop Виктор Рыжаков, несомненно, что у молодых актеров и режиссеров есть искренность в желании представить автора, но постановщики привыкли работать в жанре экспрессивного театра представления, оперируя часто штампами и доверяя внешним средствам больше, чем себе и исполнителю, мало работая со словом. Но именно услышать слово автора-современника и является целью, а также понять секреты режиссуры – как раскрыть актера для зрителя. И еще Рыжаков дал «простой» совет, полезный многим: самая лучшая музыка – тишина.

Расслышать драматурга и уколоть публику в самое сердце удалось украинскому театру «Золотые ворота». Стас Жирков поставил «Наташину мечту» Ярославы Пулинович не как монолог одной актрисы, а как закольцованный диалог двух противоположностей – детдомовки и правильной девочки из благополучной семьи (жюри отметило как раз обаятельный актерский дуэт Ирины Ткаченко и Лилии Цвеликовой). И если вторая говорила на чистом украинском языке, то происхождение первой режиссер подчеркнул народной смесью языков – суржиком. И хотя украинский язык понятен и без перевода, Ирина Ткаченко доносила все эмоциональные оттенки харизмой и энергетикой, которая крайне важна в этом типажном образе драмы Пулинович. В финале зритель оставался один на один со своей жалостью к «маленькому человеку» и с зудящей мыслью в голове: оправдывает ли светлое чувство, чистая мечта о любви какое бы то ни было насилие и почему зло всегда порождает зло? Почему любовь человека забитого – это всегда удушающее чувство собственника? Почему жизнь не строится по честным законам справедливости?

Работа режиссера с драматургом – еще один подводный камень в случае, когда театр берется за новую драму. И театр формирует автора, и режиссер вырастает на определенных пьесах. В Театре белорусской драматургии такой синтез произошел. «Синдром Медеи» – пьесу Юлии Чернявской – Екатерина Аверкова решила, следуя букве литератора, в стилистике разлома времен. Античный миф, перенесенный в наши дни, вскрыл новые психологические реалии: безысходность сильной женщины, столкнувшейся с предательством и малодушием слабых мужчин. Сегодня гендерная проблематика звучит ярче даже в исходном тексте Еврипида, белорусская писательница же излишне углубилась в женскую мелодраму, которую режиссеру было не преодолеть, несмотря на попытку равновесия комедии (хор натуралистично предстает пофигистичными «френдами из Facebook», ведущими бои без правил) и трагедии. Последний жанр сегодня мертв, его невозможно оживить формальными приемами, об этом стоит помнить.

На выбор драматургического материала театром и режиссером, безусловно, влияют и национальная ментальность, и специфика культурного развития страны, и принципы театра – независимого или государственного. К примеру, для страны с традиционным укладом жизни (Казахстана, Узбекистана) театр – это до сих пор священное искусство интерпретации высокой литературы, а для Молдавии проевропейские тенденции уже естественны. Театр Geneza Art привез спектакль по известному итальянскому киносценарию «Идеальные незнакомцы», где актеры красиво и стильно разыгрывают легкую комедию, похожую на реалити-шоу, об отношениях мужчин и женщин. Сюжет строится вокруг разговоров о браке, сексе, изменах, не скатываясь в пошлость. Молдаване продемонстрировали отличный пример коммерческого театра. В Кишиневе труппа считается одной из самых кассово успешных, и тут явно сказывается телевизионное прошлое режиссера Даниэлы Бурлаки. Но их единственных жюри почему-то решило не отмечать.

Освоение новых форматов пока дается с трудом, чувствуется нехватка контекста. Спектакль Тбилисского театра им. Марджанишвили «Потерянная честь Катарины Блюм» по Генриху Беллю (вторая часть говорящего названия – «Как возникает насилие и к чему оно может привести») игрался в максимально камерном пространстве в жанре променад, зрителю почти не давали локации для комфортного пребывания. Актеры существовали в разных уголках крохотной площадки, зритель был зажат людьми и стенами. Такое пространство транслирует идею произведения, нарушения частной территории: по сюжету, немка влюбляется в террориста, ее допрашивают, а затем она убивает журналиста, который публикует об этом расследование в желтой прессе. Однако за суматохой теряется содержательный вектор, и зритель почти сразу теряет внимание. Приз критики форума грузины заслужили за смелый выход за пределы сценической коробки – «нестандартный взгляд».

Примечательно, что Гран-при достался режиссеру-дебютанту армянского театра Татев Мелконян (ереванский спектакль «Я здесъ» в качестве приза привезут в Москву на XIV Чеховский фестиваль – 2019). Она училась в России на актрису театра кукол и долгое время работала по профессии, но неожиданно и, как оказалось, успешно решила попробовать себя в режиссуре. Без ложной скромности можно признать – русская театральная школа до сих пор сильнейшая в мире, и этим нужно делиться. 

Ереван–Москва



  • Жюри во главе с режиссером Владимиром Панковым. Справа - Игорь Ясулович
  • "Наташина мечта" (Украина)
  • Обладатель Гран-при -  режиссер Тата Мелконян (Армения)
  • "Синдром Медеи" (Беларусь)
  • "Черный ящик (Идеальные незнакомцы)" (Молдавия)
  • "Я здесъ" (Армения)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


На границах России создают "санитарные кордоны"

На границах России создают "санитарные кордоны"

Сергей Жильцов

Конфронтационные разломы разрушают постсоветское пространство

0
2935
Шойгу готов помирить Армению и Азербайджан

Шойгу готов помирить Армению и Азербайджан

Владимир Мухин

Военной интеграции в рамках СНГ мешают некоторые страны ГУАМ и постсоветские конфликты

0
3021
Джихадисты будят «спящие ячейки» рядом с Россией

Джихадисты будят «спящие ячейки» рядом с Россией

Артур Приймак

Перед вторжением в СНГ террористы перейдут границу у реки Пяндж

0
3975
СНГ перестает быть клубом президентов

СНГ перестает быть клубом президентов

Члены Содружества используют его как площадку для решения двусторонних споров

0
6190

Другие новости

Загрузка...
24smi.org