0
1309
Газета Культура Интернет-версия

19.11.2018 12:12:00

Апостол русской музыки

О московском фестивале имени Евгения Светланова

Тэги: юбилей, дирижер, композитор, светланов


юбилей, дирижер, композитор, светланов Фото Дмитрия Коробейникова с официальной страницы фестиваля в Facebook

В числе памятных юбилеев, отмечавшихся в 2018 году, – 90-летие дирижера, композитора, пианиста Евгения Федоровича Светланова, сделавшего за свои неполные 74 года столько, на сколько иным не хватит и нескольких жизней. Одно только количество записей (а их свыше 3000!) – свидетельство невероятно интенсивной деятельности.

Приношением Евгению Светланову стал двухдневный концертный марафон «Вселенная – Светланов!», прошедший в залах Московской консерватории в начале ноября, включивший в себя 13 концертов, мастер-класс, выставки и видео-показы. Была представлена симфоническая и камерная музыка так или иначе связанная с именем маэстро, в том числе и его собственные произведения. Участниками фестиваля-марафона вполне естественно оказались артисты и коллективы, работавшие со Светлановым: виолончелисты Александр Рудин и Александр Князев, скрипачи Вадим Репин и Дмитрий Махтин, вокалисты Марина Домашенко и Петр Мигунов…

Особая роль во время фестиваля была отведена молодым дирижерам, отметившихся на конкурсе им Е.В. Светланова, с 2007 года проводимого в Париже. Лауреат первого конкурса, Роберто Форес-Весес выступил вместе с Камерным оркестром Московской консерватории. Дирижерам Лио Коукманну и Роберу Тревиньо было доверено провести концерты вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром, носящим имя Светланова. Наконец, финну Калле Куусава выпала честь встать за пульт Уральского молодежного симфонического оркестра. Прошедший под его управлением дневной концерт в Большом зале консерватории получился действительно особенным: единственный региональный коллектив в программе представил мировую премьеру посвященного Евгению Светланову сочинения для скрипки, виолончели и оркестра «Кольца памяти» французского композитора Рене Кёринга, лично присутствовавшего в зале.

Ученик Пьера Булеза, возглавлявший Радио Франс Рене Кёринг стал одним из близких людей для работавшего в последние годы жизни во Франции дирижера. По инициативе Кёринга Светланов был приглашен на фестиваль в Монпелье для постановки оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», ставшей последним выходом маэстро за пульт. «Кольца памяти» были созданы сразу после кончины Светланова в 2002 году. К юбилею была сделана новая редакция и досочинена еще одна часть. Сам композитор определил свою партитуру как «портрет, составленный из множества образов и чувств, вместивший и веселье, и меланхоличность, и непосредственность, и доброту…».

Дирижер Калле Куусава вместе со скрипачом Дмитрием Махтиным и виолончелистом Александром Рудиным образовали прекрасный ансамбль, превосходно справившийся с трудностями, заложенными автором в своем опусе. Современный академический язык, по своей плотности и фактурности больше напоминавший Онеггера, нежели послевоенный авангард, интересно сочетался в произведении почти что с барочным музицированием, где камерная группа, пара инструменталистов, «противостояла» большому симфоническому оркестру. В последних тактах звучание истаивало в тишине, словно ставя многоточие. Подошедшие поблагодарить композитора после концерта внимательные слушательницы задали ему вопрос – «А правда, что солирующие скрипка и виолончель символизируют вас со Светлановым?», в ответ на него маэстро кивнул и многозначительно улыбнулся.

Задуманный изначально как «кузница кадров» для «взрослого» оркестра, базирующегося в Свердловской филармонии, Уральский молодежный сегодня имеет свой собственный стиль, в котором энергия и задор юности великолепно сочетаются с настоящим мастерством. Сразу после современного сочинения Калле Куусаве легким жестом закрыл партитуру и продирижировал наизусть симфонической поэмой Чайковского «Франческа да Римини». Одно из самых мрачных произведений Петра Ильича было сыграно по-классически строго и, вместе с тем, довольно театрально.

Знающие программу слушатели легко могли уловить изначальную робость главных героев, перерастающую в неудержимую страсть, услышать зовы валторн, изображающих возвращающегося с охоты жестокого мужа. К интерпретации этого шедевра финским дирижером вполне можно было применить известную метафору «поток огненной лавы в гранитном русле». Уральский оркестр звучал отчетливо ясно и наполнено, демонстрируя гибкость и пластичность, присущие коллективам очень высокого уровня. Одним из самых восхитительных моментов получился эпизод перед лирической кульминацией поэмы с мягкими, буквально «струящимися» пассажами скрипок, обрамляющими реплики солирующих духовых. В качестве биса прозвучал знаменитый Вальс и «Серенады для струнного оркестра», один из символов русской музыки, апостолом которой Светланов чувствовал себя всю жизнь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дурацкая история

Дурацкая история

Андрей Краснящих

0
39
200-летие Ивана Тургенева (1)

200-летие Ивана Тургенева (1)

Юбилей русского классика включен в список памятных дат ЮНЕСКО

0
3220
Недолгая, но прижизненная

Недолгая, но прижизненная

Памятник Ерофееву в Москве уже стоит, а книги о нем – выходили и дальше будут выходить

0
1803
Жизнь обернулась и в лицо глядит

Жизнь обернулась и в лицо глядит

Владимир Кисаров

«Стихотворный бегемот» вступает в свой шестой год

0
386

Другие новости

Загрузка...
24smi.org