0
8598
Газета Интернет-версия

11.12.2017 00:01:00

ЕАЭС: между утопиями и реалиями

Дмитрий Орлов

Об авторе: Дмитрий Геннадьевич Орлов – генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток–Запад».

Тэги: снг, киргизия, конфликт, казахстан, еаэс


снг, киргизия, конфликт, казахстан, еаэс Евразийский экономический союз объединяет страны с неравной экономикой, но пока удерживает общее равновесие. Фото Reuters

Напомним, что обстановка на границе Киргизии и Казахстана осложнилась 10 октября этого года, когда Астана усилила фитосанитарный контроль. Перед уходом с поста президента Киргизии Алмазбек Атамбаев назвал эту меру блокадой и раскритиковал Евразийский экономический союз (ЕАЭС) за его пассивность, поставив вопрос о самом смысле существования этого блока. Тем не менее ситуация частично разрешилась 30 ноября этого года в Минске – на полях саммита ОДКБ, на встрече нового президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова и казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева.

После встречи новый глава Киргизии сообщил журналистам: «Мы поговорили обо всех существующих вопросах и пришли к единому решению. Правительства двух стран должны доработать «дорожную карту» по урегулированию ряда вопросов взаимодействия в течение декабря. Тогда многие проблемы будут решены, потому что они вполне решаемы. Границы будут открыты уже до подписания «дорожной карты». Все задачи и вопросы двустороннего сотрудничества будут решены в рамках обговоренных сроков».

Прикладная экономика

Как бы там ни было, конфликт отчетливо дал понять: если подобное когда-либо повторится, Евразийский экономический союз превратится во «второе издание» СНГ. Тут речь даже не о том, что надо соблюдать правила ЕАЭС, о чем Астана твердила Бишкеку на протяжении всего конфликтного периода. Ситуация в целом показала, что у стран «евразийской пятерки» отсутствует понимание, для чего вообще нужна интеграция. Отсутствие единого понимания и целей евразийской интеграции отмечают и внешние наблюдатели. В ноябре агентство Bloomberg писало по этому поводу: «Казахский президент Нурсултан Назарбаев старается сохранить хорошие отношения с Москвой – частично из-за того, что его страна экспортирует большинство своей нефти через российские трубопроводы. У Армении с Россией – партнерство в сфере безопасности, а Киргизия боится остаться изолированной и подверженной экономическому давлению со стороны Китая. У Белоруссии не было особого выбора, так как ее экономика потерпит крах без поставляемых со значительными скидками российского газа и нефти».

В мае прошлого года в Астане проходило заседание Высшего евразийского экономического совета. На нем президент Белоруссии Александр Лукашенко пожаловался на количество ограничений в торговле между членами ЕАЭС. По словам белорусского лидера, ограничений не становится меньше, а безбарьерная среда так и не создана. Алмазбек Атамбаев, тогда еще президент Киргизии, поддержал Лукашенко: «До сих пор существует много различных барьеров между нашими странами». Прошло немногим более полутора лет, но вопрос снятия ограничений так и не решен.

К Атамбаеву и Лукашенко можно относиться по-разному, но здесь они правы. Когда ЕАЭС еще только-только зарождался, его конечной целью было заявлено создание единого экономического пространства. Поэтому вполне логично было бы действовать именно в этом направлении. Вместо этого страны ЕАЭС ведут себя по отношению друг к другу как конкуренты, а не как партнеры. Хотя логика подсказывает, что самый оптимальный вариант здесь – дополнение друг друга. То есть необходимо взаимодействовать на уровне тех технологий и прочих ресурсов, которых у тебя нет. Отсюда – вторая проблема ЕАЭС: до сих пор так и не появилось ни одного совместного проекта. Хотя эксперты Киргизии, к примеру, не первый год на всех уровнях говорят о необходимости создавать в республике совместные с другими странами Евразийского блока производственные предприятия.

Впрочем, они нужны не только Киргизии, но и остальным членам ЕАЭС. Наличие на евразийской таможенной территории всевозможных ресурсов вполне позволяет открывать предприятия полного цикла – от добычи ресурсов до их переработки в некий полезный продукт, который можно было бы потом продать и за пределы союза. Тем более практика давно показала, что сырьем торговать невыгодно.

Однако инвесторы, в том числе и российские, по-прежнему идут в те отрасли, которые позволяют зарабатывать так называемую быструю прибыль, – связь, например. Из свежих примеров: в сентябре этого года компанию «Альфа-телеком» – владельца мобильного оператора Киргизии «Мегаком» собиралась купить российская предпринимательница Елена Нагорная. Сделка не состоялась только потому, что Нагорная и Фонд госимущества Киргизии не смогли договориться.

Варианты будущего

Вместе с тем, несмотря на критику евразийской интеграции (иногда – вполне справедливую), есть и хорошие новости. Главная из них – неравные экономики вполне могут сосуществовать в едином союзе. Это показывает пример одного из старейших в мире подобных объединений – Южно-Африканского таможенного союза (ЮАТС), состоящего из ЮАР, Ботсваны, Намибии, Лесото и Свазиленда. В частности, ВВП Ботсваны на душу населения 2016 года – 6788 долл., а тот же показатель у Лесото – 998 долл. Однако ЮАР, несмотря на подушевой ВВП 5273 долл., является ключевым государством ЮАТС.

Таким образом, мы имеем дело с явлением, которое называется «парадоксом доступности информации». Применительно к ЕАЭС его суть следующая: если нам рассказывают, что у евразийского блока из-за разных экономических параметров есть сложности, то напрашивается вывод, будто подобные блоки не могут существовать долго. Однако история ЮАТС насчитывает вместе с колониальным периодом 107 лет. Другое дело, что нам про это не рассказывают.

Что касается ЕАЭС, то здесь вообще предстоит избавляться от множества мифов. Главный из них – то, что единая валюта способна решить экономические проблемы блока. Реальность же такова, что в ЕАЭС сейчас нет ни одной страны, экономика которой по своей структуре походила бы на российскую, чтобы уравновесить ее в случае кризиса. Известно, что в том же Европейском союзе ведущая роль принадлежит Германии, но Франция и даже Италия вполне могут ее уравновесить в кризисной ситуации. Единственное государство, которое могло бы уравновесить Россию по структуре экономики, – это Украина «домайданного периода».

К тому же единая валюта означает делегирование наднациональным структурам ЕАЭС еще части полномочий. Вообще работать по единым правилам, не ущемляя при этом суверенитета союзных государств, – весьма сложная задача. Все зависит от способности стран евразийского блока ее решать и решить. Но сейчас страны ЕАЭС показывают, что к этому варианту будущего они не готовы.

Второй миф – работа по прежним правилам игры. Санкции США и Европы против России показали, что ни свободной конкуренции, ни аналогичного рынка в мире не существует, несмотря ни на какие «принципы и правила ВТО». Сейчас весь мир так или иначе демонстрирует, что ему нужны новые внятные и справедливые правила игры. Мир показал, что готов пойти за теми, кто их предложит, и если это будет Россия, возражать никто не станет. Но Россия пока новых правил не предлагает. Более того, российская элита из года в год демонстрирует миру свое желание любой ценой попасть в Европу. Для страны, 77% территории которой находятся в Азии, это более чем странно. Безусловно, с ЕС хорошие отношения тоже необходимы, однако концепция развития истории по единственно верному пути – ложная иллюзия. Да и сама Европа из года в год демонстрирует, что видеть в своем содружестве Россию она не хочет.

С большой натяжкой поворотом России к Азии можно считать участие Москвы в проекте Китая «Экономический пояс Великого шелкового пути», однако во всех совместных с Пекином действиях РФ всегда будет «главным из младших партнеров». Если у России есть геополитические амбиции, как об этом говорят отдельные эксперты, такое положение дел неприемлемо по определению. Так что придумывать свои собственные правила игры, в том числе в рамках того же ЕАЭС, все равно придется, чтобы не остаться в подчиненном положении.

Тем более суть создания этого блока давно определена. Понимание, что никто не возьмет в «первый мир» ни Россию, ни Казахстан, пришло через 20 лет. Сколько еще лет необходимо для понимания, что ЕАЭС – это шанс? Тот самый «второй мир», в который изначально Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия объединились, чтобы не оказаться среди стран третьего мира?



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
552
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
646
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
884
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
593

Другие новости