Вице-премьер Дмитрий Григоренко доложил президенту РФ о следующих стадиях цифровизации страны. Фото с сайта www.kremlin.ru
Минцифры 26 августа представило второй пакет законопроектов, который «усиливает защиту граждан от киберпреступлений». Первый реализован в апреле этого года, а в июле – дополнен рядом наказаний, например, за заведомый поиск экстремистской информации. Об итоговых формулировках будущих законов судить трудно, ясность сейчас есть лишь по поводу единой базы данных об идентификаторах электронных устройств, разрешенных к действию в РФ. Такой реестр появится в распоряжении государства с марта 2027-го.
Правительство презентовало второй этап интернет-регулирования президенту. Вице-премьер Дмитрий Григоренко 25 августа доложил в Кремле «о развитии портала госуслуг и внедрении цифровых решений в госсекторе». Особое внимание уделено борьбе с телефонными и сетевыми мошенниками.
Григоренко, в частности, рассказал главе государства о планах по созданию базы телефонных номеров, которые применялись в ходе различных незаконных схем. И о введении в Уголовный кодекс (УК) нового отягчающего обстоятельства – использования преступниками возможностей искусственного интеллекта. Вице-премьер напомнил, что это второй пакет соответствующих мер. Само Минцифры опубликовало 26 августа не только четыре законопроекта второго пакета, но и комментарии к ним. Понятно, что основной акцент был сделан на защите финансов граждан и в целом их цифровых прав.
Заявлено, например, что восстановить доступ к заблокированному в связи с действиями мошенников аккаунту на «Госуслугах» можно будет с помощью или биометрии, или приложения и сайта банка, или личного похода в МФЦ. И, конечно, через национальный мессенджер. Кстати, тут же есть уточнение, что в ряде случаев правительство может оставить человеку только один способ возвращения в современность.
Также Минцифры обещает, что на портале «Госуслуги» будет создана единая платформа, где гражданин сможет увидеть те согласия на обработку его персональных данных, которые он ранее подписывал как онлайн, так и офлайн. Гарантируется появление механизма компенсации ущерба от мошеннических действий. Скажем, если оператор связи плохо исполнял и нынешние, и теперь вводимые обязанности отслеживать активность мошенников, то украденные с мобильного счета деньги он должен будет возместить.
Предполагается внедрить и еще много других, вроде бы как разумных предложений, чтобы в итоге получилась «многоуровневая система защиты граждан в цифровой среде». Вот только если отмотать до конца полсотни с лишним страниц базового законопроекта, который корректирует девять действующих актов, то можно заметить, что как линия обороны от интернет-преступников, так и новые средства их преследования появятся у государства не быстро. Система начинает действовать с марта 2026 года, а окончательное ее установление произойдет только через два года с этого срока. Впрочем, новые законопроекты, среди которых есть также поправки в УК и Кодекс об административных правонарушениях, пока даже не получили одобрения в самом правительстве, не говоря уже об их прохождении через парламент. А там, как уже не раз бывало, содержание инициатив может существенно измениться в какую-либо сторону. Правда, обычно все-таки в одну и ту же: это когда под предлогом защиты людей происходит очередной скачок госрегулирования сетевого пространства.
Соответствующие намеки на обстоятельства такого рода, впрочем, имеются уже и в первоначальном варианте, к примеру, самого объемного законопроекта. Там, допустим, есть такая норма: «Обладателем информации, содержащейся в центральной базе данных идентификаторов пользовательского оборудования (оконечного оборудования), является Российская Федерация». Определение данной базы тоже вполне понятное. Это информационная система, в которой собраны соответствующие сведения от операторов мобильной связи. И речь идет «об идентификаторах пользовательского оборудования (оконечного оборудования), которые разрешены или запрещены к использованию в сетях подвижной радиотелефонной связи на территории РФ». В законопроекте, кстати, есть немало и иных упоминаний того, что те или иные идентификаторы должны быть допущены к применению именно в России. Много указаний в проекте имеется и на тот счет, как будут выявляться и баниться не разрешенные к использованию своего рода нетрадиционные первичные цифровые признаки.