Российские дороги совсем не такие дорогие, как кажется президенту и премьеру?
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В редакцию «Независимой газеты»
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 29 июня 2010 г. № ДК-П9-4380 Министерство транспорта Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития РФ рассмотрело факты, изложенные в статье «Олимпийские миллиарды закатывают в асфальт», и сообщает.
В соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства РФ В.В.Путина по реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ заинтересованными министерствами и ведомствами проведена работа, направленная на подготовку предложений по приведению технологий и стоимости строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с международными стандартами. Проведенный в рамках указанной работы анализ показал, что стоимость строительства автомобильных дорог в РФ не выше среднего уровня, наблюдаемого в большинстве стран Европы и Северной Америки, несмотря на продолжающийся опережающий рост стоимости основных строительных материалов.
Имеющиеся в статье данные о стоимости строительства автомобильных дорог, в том числе олимпийских объектов в г. Сочи, сопоставимы с данными о стоимости, полученными в результате разработки проектно-сметной документации и с учетом размещения государственного заказа. Согласно проектной документации общая протяженность Дублера Курортного проспекта составляет 16,3 км, на нем предусматривается строительство 20 мостов (эстакад) и 15 тоннелей. При этом проезд автомобильного транспорта по магистрали будет обеспечен на 80% по тоннелям, мостам и эстакадам, минимально затрагивая природный ландшафт.
Учитывая, что Дублер Курортного проспекта проходит в стесненных горных условиях по городской территории, основные затраты складываются из строительства большого количества тоннелей, эстакад и подпорных удерживающих сооружений. Значительную долю затрат занимают компенсационные выплаты и расходы на строительство жилья при изъятии земель для размещения Дублера Курортного проспекта. В свою очередь, стоимость работ во многом определяется высоким баллом сейсмичности – 9 баллов, строительство автомагистрали ведется в горных оползневых условиях, а проходка тоннелей – в условиях большого количества тектонических разломов коренных пород при большой обводненности подземных пород.
Учитывая изложенное, Минтранс и Минрегион считают необоснованной и недостоверной информацию, упомянутую в статье «НГ», относительно неоправданно высокой стоимости строительства Дублера Курортного проспекта в г. Сочи.
Замминистра транспорта РФ
О.Белозеров.
Стоимость одного километра полосы движения без НДС, млн. руб. | |||
═ | Средняя по стране | Минимальная* | Максимальная* |
Германия | 122,6 | 79,4 | 162,4 |
Франция | 101,1 | 73,6 | 174,7 |
Канада | 82,3 | 65 | 185,4 |
США | 72 | 19,8 | 166,5 |
Россия | 41 | 30,5 | 72,9 |
Финляндия | 40,6 | 22 | 66 |
Китай | 35 | 23 | 92 |
СРЕДНЕЕ | 68 | 42,8 | 124,6 |
*Минимальные значения соответствуют условиям равнинной местности, максимальные – сильно пересеченной местности на застроенной территории. Источник: справка о стоимости строительства дорог Минтранса России. |
От редакции:
«НГ» благодарна Дмитрию Козаку и Олегу Белозерову за внимание к публикации о проблемах дорожного строительства. Однако обращаем внимание, что наша газета не одинока в оценках, изложенных в статье «Олимпийские миллиарды закатывают в асфальт».
Президент Дмитрий Медведев: «Здесь (в строительстве автодорог. – «НГ») не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам». «Во всех технологических схемах во внимание нужно принимать только цифры и факты. Стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30% – это факт. Формула проста: применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей».
Премьер Владимир Путин: «До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства. Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Более того, я проезжал по некоторым совсем новым трассам – их уже ремонтировать пора».
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин: «В России стоимость строительства дорог в 2,6 раза дороже, чем в Европе, в 3 раза, чем в США, и в 7 раз дороже, чем в Китае».