0
2939
Газета Экономика Интернет-версия

13.04.2011 00:00:00

Госзакупки не выдержали конкуренции

Тэги: госзакупки, бизнес


госзакупки, бизнес Сергей Степашин протестировал эффективность госзакупок.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Механизм госзакупок в России несовершенен, малоэффективен и практически не поддается совершенствованию. За последние пять лет в этой сфере резко снизился показатель конкуренции, а эффективность расходования бюджетных средств не превышает 40%. К таким неутешительным выводам пришли аудиторы Счетной палаты, проверившие систему закупок для государственных и муниципальных нужд. Впрочем, независимые эксперты уверены, что в реальности дела обстоят еще хуже.

Коллегия Счетной палаты (СП) опубликовала вчера результаты проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эту сферу регулирует федеральный закон № 94 (94-ФЗ), вступивший в силу в 2005 году. Закон требует использования рыночных механизмов ценообразования и регулирует организационные и технические процедуры размещения госзаказов.

Как сообщил вчера департамент информации СП, материалы ведомства и оценки международных институтов свидетельствуют о низкой продуктивности системы закупок для госнужд. Оценка эффективности госзакупок по методике Всемирного банка в России не превышает 0,4 при норме 1,0. В числе причин низкого показателя названа ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене, что приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат.

СП пришла и к другим неутешительным выводам. В частности – несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, конкуренция в сфере госзакупок в целом снижается. Отсутствие системы льгот и преференций производителям продукции, работ и услуг для госнужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка, констатируется в материалах СП. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 году до 2,78 в 2010-м. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. В то же время опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков.

Количество недобросовестных поставщиков с 2008 года увеличилось в три раза. Сегодня в черный список официального сайта госзакупок внесено 4854 предприятия и организации. За два последних года в ходе выборочных проверок СП выявила нарушений в этой сфере на более чем 2 млрд. руб. Потери казны от коррупции в ноябре прошлого года назвал глава контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко. По его словам, при госзакупках разворовывается около 1 трлн. рублей.

Стоит отметить, что методика Всемирного банка, на которую ссылаются российские аудиторы, содержит полтора десятка критериев для определения эффективности госзакупок. В их числе – размещение объявлений о тендерных предложениях и извещений о присуждении контрактов, соблюдение сроков подготовки тендерных предложений и объявления результатов конкурсов, количество заявок, подаваемых на участие в конкурсах, на основании чего можно оценить уровень конкуренции и т.д.

Каким образом Счетная палата вывела свой показатель эффективности госзакупок – ни аудиторы, ни эксперты вчера объяснить не смогли. Первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин считает, что корректнее было сопоставлять эффективность госзакупок в России с соответствующими показателями в других странах, без чего трудно понять, насколько плоха или хороша ситуация у нас. «Возможно, что 40% – приемлемый показатель», – отметил экономист.

Однако другие эксперты убеждены, что на самом деле ситуация значительно хуже, чем представила Счетная палата. «Эффективность госзакупок на уровне 40% – явно завышенная оценка. Исходя из логики 94-го закона, никакие закупки для государственных и муниципальных нужд в нашей стране не могут быть эффективными», – говорит председатель совета директоров Торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. По его мнению, этот закон – своеобразная кормушка для Федеральной антимонопольной службы, дающая ведомству практически неограниченные полномочия. Документ ставит во главу угла неукоснительное исполнение многочисленных процессуальных процедур, представляя из себя настоящую ловушку, в которую попадают участники рынка. «Соблюсти правила физически невозможно», – жалуется Габестро.

Низкий уровень эффективности госзакупок свидетельствует о неблагополучной ситуации с госрасходами в целом, делает вывод директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Прямым следствием низкой отдачи госинвестиций, по мнению Николаева, является неустойчивость экономики, проблемы в социальной политике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1964
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
941
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4647
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3596

Другие новости