0
1640
Газета Экономика Интернет-версия

12.10.2011 00:00:00

Московское метро построят корейцы

Тэги: москва, метро, технологии


москва, метро, технологии Традиционные методы строительства подземки уходят в прошлое.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Столичные власти не уверены, что отечественные метростроители справятся с планами нового градоначальника значительно увеличить протяженность линий метро. Поэтому чиновники готовы привлечь к метрострою корейцев, а также канадцев, немцев и французов. Независимые эксперты замечают: в импорте технологий в принципе нет ничего плохого. Но не ясно, как на практике реализуется проект сотрудничества. Сами отечественные метростроители не согласны с тем, что они не выдерживают конкуренцию с иностранными компаниями.

Столичные власти готовы привлечь к строительству двух новых линий метрополитена корейскую компанию Hyundai. Также обсуждается участие в строительстве канадской компании Bombardier. Об этом сообщил в понедельник вечером замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Юрий Мазикин. По его словам, «в строительстве новых линий метрополитена могут принять участие инвесторы, в том числе на концессионной основе». То есть речь идет не только о проектировании и строительстве линий московского метро иностранцами, но и о дальнейшей эксплуатации в течение установленного срока с получением от этого доходов.

Иностранцы могут взять на себя и производство новых вагонов. По данным Мазикина, многие вагоны столичной подземки морально и технически износились, затраты на их ремонт составляют порой 30–50% от стоимости новых вагонов. Сейчас основным поставщиком вагонов является «Метровагонмаш», однако скоро у него могут появиться немецкие конкуренты в лице компании Siemens, которая готова вложить в развитие машиностроительного производства более 1 млрд евро.

Разговоры о привлечении иностранцев к московскому метрострою ведутся с того момента, как столица получила нового градоначальника. В ноябре 2010 года Сергей Собянин заявил, что Москве нужно провести международный конкурс для привлечения иностранных компаний к строительству метро. По планам мэрии к 2015 году необходимо построить более 70 км линий. Но выдержать требуемый темп строительства собственными силами практически невозможно. Москва должна строить около 14 км линий метро в год, но в последние годы темпы метростроя были значительны ниже – не более 4 км линий в год. В феврале столичные власти определились с направлением нового радиуса метро. В мае власти заговорили о сотрудничестве с корейскими и немецкими подрядчиками. В августе – о сотрудничестве с французской компанией Vinci.

Эксперты «НГ» уверены: привлечение иностранцев может пойти на пользу отечественным предприятиям, но позитивный эффект возможен только при очень разумной организации процесса «импорта технологий». То, что отечественные строители не выдерживают конкуренцию с иностранными, вызывает у многих экспертов «обиду за родину». «Миф о лучшем в мире метро развеялся сразу после того, как нам разрешили выезжать за границу, – говорит гендиректор компании Contour Components Владимир Некрасов. – Промышленность России отстала на десятилетия от западных технологий».

Российские профсоюзы к новости о привлечении иностранцев отнеслись философски. «Если зарубежная компания проектирует и строит метрополитен дешевле и качественнее российской, то нет причин отказываться от ее услуг. Многие иностранные компании ведут в России себя вполне цивилизованно – нанимают российских работников, обучают их, заключают коллективные трудовые договоры и платят достойную зарплату», – говорит член совета Всероссийской конфедерации труда Игорь Ковальчук. По его словам, за рубежом есть примеры, когда разными участками метро в одном городе владеют разные компании и это не вредит их согласованной работе.

Гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян замечает: «Было бы интересно понаблюдать, как выстраивают процесс реализации, эксплуатации и получения прибыли в подобных проектах иностранные компании». Однако эксперт тут же добавляет: «Метростроение имеет большое стратегическое значение для России. Подобные эксперименты не должны осуществляться в ущерб отечественным машиностроителям. Отдавать отрасль целиком в руки иностранцев нельзя». Близкий к отрасли эксперт отметил: «Для Москвы это будет первый такой опыт. Сейчас она не обладает законодательной базой под подобные проекты. Скорее всего согласование условий строительства будет идти медленно. Не исключено, что в ходе обсуждений иностранцы откажутся от инвестиций».

Эксплуатация спроектированных и построенных линий – специфический вопрос, добавляет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Эксплуатация – это всегда отношения с городом по поводу тарифов. А тарифы, как правило, зажимаются социальными ограничениями. Более того, в России, по мнению Блинкина, не налажены правовые механизмы и нет необходимой институциональной среды для долгосрочного сотрудничества иностранцев с правительством.

Впрочем, российские строители не согласились с тезисом о своей неконкурентоспособности. «Отечественное метростроение – это высокотехнологичная отрасль строительства, основанная на высочайшей квалификации специалистов, применении передовых технологий, новейших материалов и оборудования, – комментирует гендиректор ОАО «Мосметрострой» Евгений Кашин. – Конечно, отдать на откуп строительство метро, как и других объектов, можно, но, на мой взгляд, уровень отечественных строительных компаний в подавляющем большинстве достаточно высок, чтобы самостоятельно справиться с поставленными задачами, а привлечение иностранной рабочей силы только усложнит и без того напряженную обстановку на рынке труда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1115
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1528
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1148
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
954

Другие новости