0
5131
Газета Экономика Интернет-версия

28.07.2016 00:01:00

Закон о торговле не повлиял на рост цен

Тэги: торговля, закон, яровая, ретейл


торговля, закон, яровая, ретейл Сельхозярмаркам предлагается конкурировать за потребителя с торговыми сетями. Фото с сайта www.mos.ru

За исполнением нашумевшего закона «О торговле» теперь будут следить на местах. Для этого один из авторов поправок, депутат Ирина Яровая предлагает организовать в регионах специальные группы, отслеживающие «новые лазейки» ретейла по неисполнению закона. Полученные в результате данные обещают в конце августа представить президенту Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву. При этом авторы закона прямо говорят – смысл поправок в поддержке местного производителя. Однако увлекаясь контролем над сетями и поддержкой местного производителя, власти как будто забывают про последнего участника этой цепочки – потребителя, для которого новый закон оборачивается лишь дорожающей продукцией и дефицитом.

В середине июля вступил в силу новый закон о торговле, принятия которого добивались единороссы во главе с известным депутатом Ириной Яровой. Этот закон ограничил торговую надбавку, точнее, совокупный размер бонуса, уплачиваемого поставщиком. В теории эта мера должна была снизить цены в торговых сетях и помочь «отечественному производителю». Однако граждане снижения цен пока не заметили. Не увидел его и Росстат. Вероятно, поэтому авторы закона теперь рассчитывают на особые организационные мероприятия, которые должны доказать пользу от принятого закона.

«Сегодня мы обсуждаем тему, которая волнует каждого – тему продовольственной безопасности. Каждый покупатель заинтересован, чтобы товары были высокого качества, у них была доступная цена, а в магазинах был представлен их широкий ассортимент. Для этого надо сделать так, чтобы у производителей и поставщиков были равные возможности», – объявила вчера Ирина Яровая.

Равные возможности, по мысли законотворцев, это недавно подписанный президентом новый закон о торговле, который меняет правила работы ретейла. Напомним, в конце июня Госдума приняла поправки к закону о торговле, согласно которым совокупный размер бонуса, уплачиваемого поставщиком, не может превышать 5%. В расчет ретробонуса включаются маркетинговые, логистические услуги, а также услуги по подготовке товаров к продаже. 

Хотя новые нормы уже вступили в силу, депутаты требуют внедрить особый контроль за их исполнением. В частности, предлагается организовать в регионах специальный мониторинг исполнения закона, чтобы отследить все «новые лазейки». В группы, следящие за исполнением закона, предлагается включить представителей общественных организаций, профессиональных сообществ, экспертов, и представителей ФАС. Полученные же в результате данные авторы закона предполагают представить в конце августа президенту Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву.

В рамках этого же мониторинга парламентарий надеется провести учет того, какие предприятия в регионах являются отечественными производителями. При этом Ирина Яровая видит необходимость создания в регионах новых торговых площадок как альтернатив крупным торговым сетям. «Торговые площадки с минимальными наценками должны быть не только в городах», – заявила Яровая. «Сейчас, когда наш сельхозпроизводитель очень заинтересован в продаже скоропортящейся продукции, в регионах должны быть обеспечены условия для альтернативной торговли. Это сельхозярмарки, где они могли бы реализовывать свою продукцию без торговой наценки», – указывает она. Таким образом, по мысли законотворца, покупатели смогут сами оценить размер торговой наценки.

В рамках  анонсируемого мониторинга парламентарий также обещает «пристальное внимание уделить тому, как обеспечены права крестьян и фермеров». При этом интересы большинства граждан, то есть потребителей, явно отходят на второй план.

Между тем еще на стадии обсуждения поправки в закон о торговле встретили ожесточенное сопротивление представителей торговых сетей и экономистов. Например, в докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ), возглавляемого Алексеем Кудриным, утверждалось, что отсутствие бонусов чревато отказом торговых сетей от продажи товаров с низкой прибыльностью, сокращением ассортимента социально значимых товаров, повышением цен (см.  «НГ» от 08.09.15). Позднее в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) также рассчитали возможные варианты негативных последствий от принятия законопроекта. Согласно расчетам ЦМАКПа, поправки в закон приведут к потерям торговых сетей в размере более 500 млрд руб., что в итоге скажется на потребителях или через банкротства предприятий или через рост цен (см. «НГ» от 03.11.15).

О неминуемом росте цен в связи с новшеством предупреждали и в Центре конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). По мнению экспертов, ретейлеры в итоге найдут для себя способ «оптимизировать» и эти законодательные новации. «Находясь под постоянным регуляторным давлением, торговля научилась легитимными и нелегитимными способами достаточно быстро минимизировать издержки от внедрения тех или иных норм контроля своей деятельности. Причем оставшуюся часть издержек, которую не удается минимизировать, торговля зачастую переносит на конечного потребителя своих услуг – население, в результате чего неминуемо растет цена товара», – подчеркивают в ВШЭ. А снижение уровня выплат премий поставщиками для ретейлеров до 5% от суммы контракта приведет к перебоям с поставками, делают вывод эксперты.

То есть на конечного потребителя новшество если и влияет, то скорее негативно. «Граждане от закона пострадают. Бонусами, по существу, называются косвенные скидки с закупочной цены. Закон направлен на то, чтобы сети покупали товары дороже. И последствие принятия такого закона – повышение розничных цен», – говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Вадим Новиков.

«Инфляция в России пока остается низкой, а в июне цены почти не росли, возникает вопрос: так ли уж необходимы были поправки в закон, если получается, что в росте цен, когда он имел место, виновата не розничная торговля, а другие факторы?» – рассуждает замдиректора департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. По мнению эксперта, эффект от принятия поправок потребители могут ощутить к концу года, когда перестанет действовать «осенний» фактор – увеличение предложения отечественных овощей и фруктов, которое способствует снижению цен.

Новый закон о торговле в первую очередь поддерживает производителя, а не потребителя, говорят эксперты. «Новые нормы являются попыткой ограничить монополизм некоторых крупных торговых сетей», – указывает Мильчакова. Однако лучший способ ограничить монополизм не запрет, а стимулирование конкуренции. «Например, в виде снижения платы за аренду торговых площадей. Тогда не надо будет искусственно создавать «альтернативные торговые площадки», они сами будут расти, и не только «площадки», но и новые торговые сети, если их развитию не мешать, а помогать», – резюмирует она.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
766
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
731
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1292
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
612

Другие новости