0
16194
Газета Экономика Интернет-версия

30.03.2017 00:01:00

Арктика себе в убыток

Тэги: арктика, шельф, нефтедобыча, минэнерго


арктика, шельф, нефтедобыча, минэнерго Глава Минприроды Сергей Донской, премьер Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин осваивают отдаленные уголки России. Фото РИА Новости

Минэнерго объявило, при какой цене на нефть разработка Арктического шельфа для российских компаний станет рентабельной – 70–100 долл. за баррель. Получается, сейчас добыча на шельфе экономически нецелесообразна. По мнению некоторых экспертов, Минэнерго поскромничало. Они признают, что ситуация с окупаемостью сильно меняется в зависимости от конкретных проектов, но в большинстве случаев добыча станет рентабельна при 115 долл. за баррель. Эксперты предупреждают: российские компании не смогут законсервировать свою работу на шельфе в ожидании благоприятной внешней конъюнктуры, потому что это приведет к еще большим потерям.

Нефть марки Brent подешевела с начала года примерно на 4–5 долл. – до 51–52 долл. за баррель. И, как следует из вчерашних заявлений главы Минэнерго Александра Новака, в таких условиях арктические шельфовые проекты России нескоро станут рентабельными. Потому что их окупаемость будет возможна тогда, когда нефть подорожает в полтора, а еще лучше в два раза.

«Мы исходим из того, что наши нефтегазовые компании обозначают порядок цен, при которых экономически выгодно и эффективно работать на шельфе, – это от 70 до 100 долл. за баррель», – приводят слова Новака информагентства.

Между тем российские власти возлагают большие надежды на добычу углеводородов в Арктике. Собственно, именно с этими планами и связана возросшая активность РФ в регионе: от формального разграничения территорий в Арктической зоне и наращивания вооружений до выстраивания логистики и организации международных пиар-кампаний, включая экологические мероприятия.

Так, вчера президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев прибыли на остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и оценили результаты программы по очистке Арктики от накопившегося мусора. Как сообщил глава Минприроды Сергей Донской, в рамках программы было выбрано шесть островов архипелага, с которых в общей сложности удалось вывезти более 42 тыс. т мусора. В основном это были металлические бочки с отходами нефтепродуктов и угля, непригодного для использования, передает Интерфакс.

Новак вчера сообщил, что  «общий объем начальных извлекаемых ресурсов Арктики составляет 286 млрд т, это 60% всех углеводородных ресурсов России». «Сегодня в Арктике добывается 93 млн т нефти, что составляет 17% всей российской добычи, к 2035 году эта доля вырастет до 22%», – сообщил министр.

По его словам, в части газа ситуация «вообще уникальная». «Основные запасы газа РФ сосредоточены именно в Арктической зоне, в этом регионе добывается около 80% всего российского газа», – сказал Новак. Как при этом сообщает пресс-служба Минприроды, «на Арктическом шельфе не разведано более 90% территорий, на суше – около 53%».

Напомним, в сентябре 2016 года правительство ввело временный мораторий на выдачу лицензий на разработку новых месторождений Арктического шельфа. Право работать на шельфе сохранили компании «Роснефть» и «Газпром», сообщили вчера в пресс-службе Минприроды.

Законсервировать работы на месторождении «Приразломное» будет очень непросто.	Фото с сайта www.shelf-neft.gazprom.ru
Законсервировать работы на месторождении «Приразломное» будет очень непросто. Фото с сайта www.shelf-neft.gazprom.ru

В феврале этого года правительство решило пока не отменять действие моратория. «Лицензий уже выдано достаточно много, объем обязательств по ним большой. Новые решения по мораторию не планируются», – пояснял Сергей Донской. Он уточнял, что к вопросу выдачи новых лицензий можно будет вернуться после стабилизации рынка нефти. 

«В настоящее время компании проводят геологическую разведку в соответствии с обязательствами выданных им лицензий», – сообщили в пресс-службе Минприроды. В целом, по состоянию на 27 февраля на российском шельфе и в пределах морских акваторий действует 138 лицензий на углеводородное сырье, включая работы по семи госконтрактам: 42 лицензии эксплуатационные, 75 совмещенных и 21 поисковая; 53 лицензии у «Роснефти», 41 у «Газпрома», 14 у ЛУКОЙЛа и семь у «Новатэка», перечисляют в Минприроды.

Опрошенные «НГ» эксперты обращают внимание, что уровень рентабельности может сильно варьироваться в зависимости от конкретных проектов. 

«Каждый арктический проект уникален и требует особого подхода в плане технологий и способов разработки месторождения, что напрямую отражается в различном уровне затрат и рентабельности, – пояснила «НГ» замдиректора Центра сырьевой экономики Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Регина Базалева. – При текущем уровне цен реализация арктических проектов с нуля, вероятно, убыточна, учитывая крайне тяжелые природно-климатические условия и требуемые капитальные затраты. Но там, где промысел уже обустроен и большая часть капитальных затрат осуществлена, продолжение освоения может быть рентабельно».

«Для рентабельности важна ведь не только цена на нефть, но и себестоимость, которая, как мы видим на примере сланцевой добычи в США, может радикально снижаться по мере развития технологий, – обращает внимание аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Сомнительно, что технологический прорыв будет достигнут самостоятельно, но при восстановлении международного сотрудничества он возможен».

Однако часть экспертов все же считает, что в Минэнерго поскромничали с определением уровня рентабельности добычи в Арктике. «Различные бухгалтерские ухищрения позволяют двигать эту цифру в достаточно широких пределах, кроме того, налоговые льготы и корпоративные соглашения могут сильно влиять на себестоимость», – признает аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Но все же большинство арктических проектов, по оценкам эксперта, станут рентабельными при цене нефти около 115 долл. за баррель.

В то же время, какими бы туманными ни были перспективы окупаемости, российские компании не смогут заморозить уже начатые арктические проекты в ожидании роста нефтяных цен.

«Заморозка проектов, где основная часть затрат уже осуществлена, маловероятна (на континентальном шельфе Арктики это месторождение «Приразломное»)», – говорит Базалева. 

По словам эксперта, государство заинтересовано в освоении шельфа Арктики, «так как это огромные запасы и соответственно налоги в бюджет». «Но освоение Арктического шельфа требует большой технологической готовности, поэтому если сейчас все прекратить и ждать высоких цен, то может повториться опыт нулевых, когда в условиях высоких цен на нефть и при большом количестве выданных лицензий промышленное освоение началось только на одном месторождении – «Приразломное», – поясняет Базалева.

«Для российских нефтегазовых компаний наличие шельфовых проектов в портфолио – вопрос статуса. Кроме того, наличие столь крупных месторождений – это запасы углеводородов, которые находят отражение на балансах компаний. На это смотрят в том числе инвесторы по всему миру», – объясняет старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.

«Консервация во многих случаях невозможна. Оборудование, которое там стоит, негде больше использовать», – замечает Георгий Ващенко. Старший научный сотрудник Института экономики РАН Иван Капитонов обращает внимание, что часто консервация месторождения приводит к еще большим потерям, чем недополученная из-за низких цен прибыль.

«Убытки компаний на этих проектах покрываются за счет прочих проектов. Именно поэтому в РФ временно приостановлена выдача лицензий на разработку шельфа», – добавляет Капитонов. Крупнейшие российские нефтегазовые компании продолжат разрабатывать Арктический шельф, распределяя издержки внутри компании, соглашается Алексей Калачев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
705
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
694
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
638
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
621

Другие новости