0
916
Газета От редакции Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Показательная коррозия

Тэги: авиация, истребитель


В начале февраля вновь начали подниматься в небо российские истребители МиГ-29, прекратившие летать после катастрофы одного из самолетов этого типа 5 декабря 2008 года. Но только 30% данных машин, по словам начальника Службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, были допущены к эксплуатации. Из примерно 200 проверенных истребителей почти на 90 была обнаружена опасная коррозия.

МиГ-29 разбился в декабре прошлого года в Читинской области из-за разрушения киля – он оторвался в воздухе. Самолет был построен в 1985 году, а в 1997-м прошел капитальный ремонт. Примерно такой же возраст имеют остальные МиГ-29 ВВС РФ. Самые «молодые» из них поставлены в войска в 1993 году. В связи с этим несколько странно звучат следующие слова генерала Сергея Байнетова: «...выявлена коррозия хвостового оперения даже на совершенно новых самолетах с налетом не более 150 часов». Однако крылатая машина, которой 15 лет, не может быть новой, хотя бы она и вовсе не летала. За полтора десятилетия, если не соблюдались условия консервации и хранения, коррозия может развалить стоящий самолет не хуже, чем любой из летающих.

Коррозия – это не только ржавые окислы на железе. Это явление многоликое, особенно в конструкциях летательных аппаратов. Это и усталостные трещины, вызванные напряжением в металле. И разъедание конструкций за счет разницы электрических потенциалов двух различных металлов. И структурные изменения в местах точечной сварки. И еще полдесятка опасных явлений, вызванных различными причинами. В результате ослабевают и разрушаются даже не окисляемые алюминиевые сплавы и титан.

Коррозия – один из основных факторов, определяющих жизненный цикл самолета. Ресурс планера МиГ-29 определен в 2,5 тыс. летных часов, или 20 лет службы. Исходя из этого срока почти все имеющиеся в ВВС РФ истребители уже подлежат списанию. Однако период их пребывания в строю продлевается «по состоянию». Но только при условии тщательной диагностики и ремонта в заводских условиях.

Тщательной диагностикой МиГ-29 озаботились после декабрьской катастрофы, да и то осматривали лишь киль и оперение. Зато очень оперативно и в зимних условиях. В 13-м НИИ Минобороны РФ начали эксперимент по изучению причин коррозии конструкций киля. После его завершения будут приняты меры профилактики, которые позволят в дальнейшем обеспечить надежную защиту самолетов от воздействия внешней среды. В связи с этим вспоминается циничная, но точная пословица: «Поздно пить боржоми, когда почки отвалились». Когда киль отваливается от старости – ситуация аналогичная.

Профилактику следовало начинать лет 20 назад, в начале жизненного цикла МиГ-29. А ее, получается, не было. Как не было постоянной диагностики, правильного обслуживания и эксплуатации, консервации и хранения. А сейчас можно говорить лишь о сбережении алжирского реэкспорта – 34 самолетов, от контракта на которые отказались наши арабские друзья, зато их приобрело Минобороны РФ. Алжирцы углядели в МиГ-29 все ту же ржавчину, а наши военные – политические причины. Поэтому самолеты приобрели для российских ВВС. И хотя эти машины тоже нельзя назвать абсолютно новыми, они все-таки помоложе тех, что находятся в истребительных полках.

Поскольку Россия претендует на роль сверхдержавы, поднявшейся с колен, то придется кинуть взгляд на ситуацию с коррозией у наших «заклятых партнеров» – Соединенных Штатов. Патриоты могут порадоваться. В ноябре 2007 года американский F-15 вообще рассыпался в воздухе от старости. Полеты разрешили только модификации F-15E, принятой на вооружение в 1988 году. Из 660 самолетов четырех более ранних версий годными к полетам признаны только 300. А ведь имелись планы продлить их срок службы до 2025 года.

У 242 штурмовиков А-10 из 367 имеющихся будет проведена замена крыльев, поскольку в них стали слишком часто обнаруживаться трещины. Это сделает компания «Боинг» за 2 млрд. долл. Что гораздо дешевле, чем заказывать новый парк самолетов. Зато капитально обновленные штурмовики прослужат до 2030 года. В ремонте планера нуждаются и почти все истребители F-16, половина которых к полетам не допускалась после проверки 2005 года. Но этот ремонт проводится быстро и качественно. Примечательно, что ремонтирует и модернизирует машины компания-производитель, а не какой-нибудь 275-й завод Минобороны...

Наверняка и в России можно таким способом обновить самолетный парк, чтобы не списывать все истребители как выслужившие срок и убитые коррозией. Наверное, не только хвосты МиГам следует прикрутить, но и остальные узлы продиагностировать и заменить при необходимости. Тем более что денег на сотни новых самолетов все равно нет. Да и не собирается их заказывать Минобороны РФ, нацеливаясь сразу на истребитель 5-го поколения, прототип которого еще только собирают в Комсомольске-на-Амуре. Но пока этот самолет запустят в серию, Россия рискует остаться без ВВС.

Тем временем в Индии срочно провели проверку своих 60 МиГ-29, которые тоже летают уже более 20 лет. И с облегчением констатировали, что состояние истребителей вполне удовлетворительное. Как сообщил газете The Times of India высокопоставленный представитель военного ведомства Индии, российские истребители на самом деле подвержены коррозии. Но индийские военные, которым в том числе приходится эксплуатировать эти самолеты во влажном приморском климате, с самого начала пользовались эффективными методами технического обслуживания и проверок состояния истребителей. Поэтому обошлось без коррозии. К 2014 году все МиГ-29 индийских ВВС будут модернизированы на российских авиазаводах и прослужат еще столько же.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1621
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
795
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4055
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3153

Другие новости