0
1258
Газета От редакции Интернет-версия

09.09.2011 00:00:00

Порубежный перерасход

Тэги: граница


Еще одна Федеральная целевая программа – «Государственная граница Российской Федерации (2003–2011 годы)» – оказывается, по сути, невыполненной. Она была сформирована в 2003-м на основе существовавшего тогда комплексного плана усиления охраны и обустройства границы в самом неспокойном Северо-Кавказском регионе. Через два года план решили преобразовать в ФЦП, распространив действие программы на другие регионы. Государственным заказчиком-координатором проекта до сентября 2008-го была ФСБ России. Затем эту ее функцию приняло на себя едва сформированное Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ – Росграница. Вот оно-то теперь и подытоживает все промахи, просчеты и┘ перерасчеты, допущенные при реализации ФЦП.

На прошедшем в конце прошлой недели расширенном заседании коллегии Росграницы заявлялось, что первоначально объем ресурсного обеспечения программы составлял 54 млрд. руб. Ввести в строй планировалось 1965 объектов, которые должны были превратить значительную часть российских рубежей, обозначенных практически лишь на карте, в нормальную границу цивилизованного государства. Но глава ведомства Дмитрий Безделов признал: «При формировании программы отсутствовали разработанные проекты по объектам, что не позволило оценить реальную стоимость строительства». В результате затраты на возведение, скажем, железнодорожных пунктов пропуска превысили запланированные расходы в 6–8 раз, а в некоторых случаях – в 15 раз. Разумеется, все это Безделов объясняет значительным удорожанием за последние пять лет строительных материалов, транспортных расходов, закупаемых средств охраны границы. Только ведь в агентстве знают и о том, что некоторые госзаказчики тратили бюджетные деньги на развитие своей инфраструктуры: строили ремонтные депо, ведомственное жилье и служебные помещения, не связанные с обустройством границы.

Но, что бы ни лежало в основе столь сногсшибательного перерасхода, он заставил пересмотреть и перечень объектов, которые планировалось возвести к окончанию срока программы в декабре текущего года. Итогом ее выполнения должно будет считаться завершение строительства 606 объектов. При увеличении до 105 млрд. руб. стоимости строительства – с начала действия ФЦП и до финальной даты. То есть на двукратный рост ресурсного обеспечения приходится трехкратное уменьшение числа возводимых объектов. Да если бы еще и это было на 100% гарантировано┘

Дмитрий Безделов посетовал, что «строительство пунктов пропуска ведется Росграницей по проектной документации, разработанной другими госзаказчиками без учета типовых требований контрольных органов обустройства пунктов пропуска, которые вступили в силу в 2008 году, что влечет за собой необходимость пересогласования ее с государственными контрольными органами». Стало быть, помимо неизбежных бюрократических проволочек придется что-то переделывать, перестраивать и нести дополнительные расходы.

А тут еще плохое состояние подъездных дорог даже к действующим пропускным пунктам на российской границе. По утверждению заместителя главы Росграницы Бориса Хайтовича, менее 15% этих путей поддерживаются в хорошем состоянии. «Значительная часть участков автодорог общего пользования регионального значения на подъездах к пунктам пропуска нуждается в полном или фрагментарном ремонте и не имеет объектов дорожного сервиса», – констатировал Хайтович. Более всего это относится к границам с Украиной, Азербайджаном и Монголией. Прямым следствием запущенности автодорог становятся огромные пробки перед пунктами пропуска. Однако подпрограммой «Автомобильные дороги» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусмотрена реконструкция только трех участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения на подъездах к двум уже реконструированным пунктам пропуска.

Имеется также проблема «запредельного» свойства. Хайтович рассказал о мосте, расположенном неподалеку от многостороннего автомобильного пункта пропуска «Яраг-Казмаляр» в Дагестане на границе России и Азербайджана. «Мост через реку Самур находится в аварийном состоянии, и если кто его не видел, то лучше даже не смотреть. Между тем когда мы стали выяснять, то выяснилось, что он ни у нас, ни у Азербайджана не числится», – заявил Борис Хайтович. То есть, кому приводить переправу в порядок, не ясно.

Впрочем, на это утверждение российского чиновника уже через несколько часов отреагировали в Баку. Начальник отдела экономики и транспортной политики Министерства транспорта Азербайджана Садраддин Мамедов назвал информацию о безхозности моста неверной. По его словам, после длительных переговоров между Москвой и Баку была достигнута договоренность о финансировании реконструкции моста через Самур на паритетной основе. Быть может, так оно и есть. Только ведь Хайтович приводил и другие примеры неблагополучного состояния дел на границе России и Азербайджана. Возле одного из пунктов пропуска пятикилометровый участок изрядно побитой дороги также нигде не зарегистрирован и никому не принадлежит. Большая ее часть лежит уже за пределами российской территории. И подобные ситуации сложились сегодня во многих местах на границах России с нашими соседями по СНГ. Мы пытаемся по-современному обустроить пункты пропуска на своей стороне, сделать удобные подъезды к ним. А с другой стороны – никакого шевеления. Поэтому не факт, что с обустройством границ по самым высоким стандартам транспортные потоки перестанут втискиваться в «бутылочные горлышки» узких и разбитых дорог у соседей. Значит, пробки останутся.

Пойдут ли тогда впрок и 134 млрд. руб., которые правительство РФ уже выделило под новую ФЦП «Государственная граница РФ (2012–2020 годы)»? Не исключено, что через девять лет опять услышим доводы: объемы финансирования надо увеличить вдвое, количество сдаваемых объектов уменьшить втрое, а ситуация на границе все не улучшается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Перед атаками на танкеры экспорт российской нефти достиг максимума

Ольга Соловьева

Макрон призывает европейцев к конфликту с РФ на морях

0
741
Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Пентагон притормозил эвакуацию из Сирии

Игорь Субботин

Вашингтон беспокоится за стабильность властей в Дамаске

0
624
Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Россия отстает от Китая по продолжительности жизни на 6 лет

Михаил Сергеев

Медленно стареющим гражданам чиновники советуют дожить до 120-ти

0
788
Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
727

Другие новости