0
688
Газета Образование Печатная версия

21.05.2004

Психическое заболевание под названием «экзамен»

Тэги: бережковская, психология, стресс, экзамены, абитуриенты

Так бывает, что в самые ответственные минуты вдруг теряется голос, трясутся и холодеют руки. И если даже материал знаком, все равно говорим сбивчиво, без конца теряя мысль... Как взять себя в руки? Нам отвечает зав лабораторией психологии воли из Института психологии им. Л.С. Выготского (РГГУ) Елена Бережковская.

бережковская, психология, стресс, экзамены, абитуриенты Чтобы выдержать экзамен с честью, лучше подготовиться к нему заранее.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

- Елена Львовна, ситуация, когда в самые ответственные минуты на экзамене в мыслях застрял только вопль: «Я ничего не знаю!» – знакома каждому. Только мало кто знает, как с этим справиться. Как же победить стресс?

– Попробуем сначала разобраться, что такое стресс и зачем он нужен. А он, кстати действительно нужен. Дело в том, что есть стресс и стресс, а если сказать точнее – то у стрессовой реакции бывают разные стадии, которые по-разному проявляются и для разного предназначены природой.

Слово «стресс» в переводе с английского значит «давление». Этот термин ввел в первой половине XX века Ганс Селье. Суть открытия Селье заключалась в том, что организм реагирует на всевозможные «давящие» на него факторы – стрессоры – совершенно стандартным образом. В этом случае с организмом происходит одно и то же – синдром-то неспецифический. И – адаптационный, то есть служащий тому, чтобы организм как-то приспособился к новому воздействию, сжился с ним, справился.

У неспецифического адаптационного синдрома есть три стадии. Первая – это стадия тревоги, возбуждения. На этой стадии организм делает все, чтобы обеспечить энергию для активных действий – нападения, бегства, защиты, работы. И часто на этой стадии все заканчивается – животное побеждает врага, человек справляется с работой. Если это происходит – все, стресс закончился, сослужил свою службу, помог.

Но если стрессор продолжает действовать, то приходит вторая стадия стресса. Это очень типичная для современной напряженной жизни стадия стресса, и порой трудно сказать, велик ли запас сил, когда он до конца истощится.

Но если стрессор и дальше не перестает действовать, то наступает последняя, самая тяжелая – стадия истощения. Собственно, на этой стадии речь идет уже не об адаптации, а о дезадаптации.

Вот на этой стадии самое целесообразное – это хотя бы временно выключиться из стрессирующей ситуации, отвлечься от нее. Экзамены длятся не один день, поэтому ситуация может быть любой...

- Помню, наш профессор советовал нам отвлечься, используя прием под названием «Черепаха». Нужно вспомнить, что делает черепаха при опасности, и изобразить ее. Для этого – напрячь все мускулы и как будто втянуть их все внутрь себя. Упражнение сделать три раза.

– Очень хороший совет!

– Но если абитуриент сидит в аудитории, то, наверное, пугать преподавателя странной позой лучше не стоит. Что можно сделать еще?

– Вариантов очень много. Иногда бывает достаточно встать и выйти из помещения на воздух (если это возможно), или обвести кончиком языка, не открывая рта, верхние и нижние зубы с наружной стороны и проглотить после этого слюну, или выпить пару глотков холодной воды. Можно начать рассматривать узор на одежде сидящего впереди человека, смотреть в окно. В некоторых случаях этого и достаточно... Но самое лучшее – постараться заранее приобрести опыт пребывания в ситуациях экзаменов, проверок, публичных выступлений, работы на публику.

– Существуют ли какие-нибудь программы помощи молодым людям с повышенной возбудимостью?

– Конечно, ребятам, особенно тем, у которых проблемы с физическим здоровьем или повышенная тревожность, нужна в этом случае помощь. Ребенку стоит посетить занятия, где проходят не предмет, который придется сдавать (его учить, конечно, тоже надо), а то, как лучше действовать и вести себя в ситуации экзамена. Что надо делать сначала, а что оставить на потом? Как быть, если кажется, что все забыл или даже никогда не знал? С чего начинать ответ и каким тоном говорить с преподавателем, если он задает каверзный вопрос? Многие вузы организуют сегодня такие занятия.

– Распространена ситуация, когда студент (школьник), не учившийся весь семестр, ставит накануне экзамена перед собой сверхзадачу – осилить материал за три-два дня или даже ночь. Самое интересное – бывает, что и осиливает. А надолго ли? И не опасна ли для организма такая ситуация?

– Первая и отчасти вторая стадии стресса – это так называемый «продуктивный стресс», самое необходимое для мобилизации всех сил функциональное состояние. Это состояние студенты–профессионалы сдачи экзаменов – прекрасно знают примерно к третьей своей сессии. Самое замечательное состояние! Оно приводит к тому, что, если повезет и тебя не засыплют, то, выходя из аудитории, ты будешь знать все и еще немножко и будешь консультировать всех, кто еще мается под дверью, и тебе даже будет казаться, что ты усвоил это прочно, навсегда. Но материал, увы, забудется очень быстро...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молодым россиянам свойственно копаться в себе

Молодым россиянам свойственно копаться в себе

Елена Герасимова

Тесты на стресс выявили особенности национального характера студентов

0
1840
Особенности школьной математики

Особенности школьной математики

Игорь Аглицкий

Парадоксально, но ученики могут сдавать экзамен по тому материалу, который еще предстоит изучить

0
3157
Излечись сам

Излечись сам

Сергей Шулаков

Учение Кастанеды на службе психотерапевтов

0
1120
Льстивый швейцар, изворотливый адвокат

Льстивый швейцар, изворотливый адвокат

Александр Малышев

Трудоголики как жертвы профессиональной деформации

0
313

Другие новости

Загрузка...
24smi.org