0
925
Газета Образование Интернет-версия

10.12.2004 00:00:00

Беспокоиться о грядущей платности школ уже поздно

Тэги: кузьминов, образование, реформы, финансирование


- Ярослав Иванович, спрошу прямо – согласны ли вы хоть в чем-то с критикой реформ академика Днепрова или нет?

 

– Эдуард Дмитриевич Днепров имеет большие заслуги перед российским образованием. И главная – закон об образовании 1992 года. До сих пор это самый демократический из всех «отраслевых» законов, действующих в России. Он гарантировал экономические и академические свободы учебных заведений. Фактически именно благодаря этому закону выжили наши университеты в трудный период 90-х годов, а значительная часть российского образования сохранила свою доступность и качество. Такие люди, как Днепров, имеют право на внимание к собственной позиции, даже имеют право выражать ее в резкой форме. Но с содержанием критики и с ее направлением я не согласен. Я остановлюсь на двух моментах. Первое – критика «экономизма» в образовательной политике. Второе – оценка управленческой команды нового министра.

Экономический подход – это искусство добиваться оптимальных результатов в условиях ограниченности ресурсов. Никто, по-моему, не спорит, что ресурсная проблема – корень сегодняшних бед российского образования. Никто не спорит, что с 1999 года государство ежегодно увеличивает вклад в образование: финансирование выросло где-то на 30–35%. Но мы все еще находимся на уровне в лучшем случае 35–40% от необходимого уровня. Консолидированный бюджет образования в 2004 году составляет 540 миллиардов рублей, средства семей, направляемые в образование, – еще 200–300 миллиардов. В совокупности это почти 5% ВВП – на один процент меньше, чем в советское время, когда сложилась структура образовательных обязательств государства, существующая по сей день. Безусловно, нужно добиваться восстановления вклада государства в образование, тем более что доходы бюджета в последние годы позволяют это сделать. Но решит ли увеличение финансирования образовательных программ на 20% хоть какие-то проблемы? Думаю, ответ очевиден. Зарплата работающих в образовании на 40% ниже официальной средней по стране. Значит, проблема все-таки в структуре и механизмах самой системы образования. Сегодня масштабы потерь – и экономических, и социальных – в результате неэффективной структуры затрат настолько велики, что образовательному сообществу практически невозможно убедить политическое руководство страны в необходимости расширения финансирования образования «как оно есть».

Трагедия российского образования в том, что в нем присутствуют и быстро расширяются очаги имитации образовательной деятельности, псевдообразования. «Небожительство» образовательной политики, ее высокомерное отстранение от проблем материальных стимулов и финансового обеспечения учителей и профессуры – основная причина сегодняшних диспропорций. Надо посчитать, сколько ресурсов требуется сегодня образованию, сколько может выделить общество, на какой вклад семейных бюджетов мы можем рассчитывать. На основе этого – принимать решение о структуре программ, об образовательных обязательствах государства. Если мы можем финансировать 50% университетов (это при условии удвоения государственного бюджета на эти цели) – значит, надо проводить отбор. И лучше, чтобы его проводили не чиновники, а потребители.

 

– Но вы хотя бы согласны с тревогой академика относительно возможности внедрения платной школы?

 

– Не согласен. Беспокоиться поздно. У нас уже платная школа. 90% родителей, по опросам ФОМа, заявили, что они платят. Бесплатного образования не бывает. За него всегда кто-то платит, а когда эта плата недостаточна – образование разрушается. С чем я согласен, это с необходимостью резко поднять финансирование школы. Сегодня средняя городская школа получает в расчете на одного ученика порядка 400 долларов в год. Этот показатель надо удвоить к 2010 году. Но основная часть средств будет идти из региональных и муниципальных бюджетов. Какую-то часть могут заплатить семьи, и надо предоставить школам свободу зарабатывать за пределами своих бюджетных обязательств. Семья, кстати, платит за образование в любом случае, направляя часть своего бюджета – денег и времени – на содействие обучению детей. И далеко не каждая семья способна платить достаточно – в 2003–2004 годах примерно 10% лучших абитуриентов Высшей школы экономики, поступивших по ЕГЭ на бюджетное отделение, написали нам, что не могут приехать в Москву по материальным соображениям. Кому-то мы помогли┘ Но ведь далеко не все вузы предоставляют реально бесплатное общежитие, платят сколько-нибудь значительную социальную стипендию.

Сам учащийся платит – своими усилиями, своим временем как минимум. И опять-таки он не всегда готов отказаться от заработка ради обучения, ради повышения квалификации. Это тоже проблема самых бедных семей. Такие «непрямые» расходы почему-то не учитываются в общественном сознании. А ведь они совершенно реальны – это около половины затрат семейных бюджетов на образование. Квалифицированная образовательная политика обязана учитывать такие затраты и находить средства на их замещение для 25% беднейшей части нашего населения. Для профессионального образования – это социальные стипендии в размере 70% прожиточного минимума плюс бесплатное общежитие.

 

– Получается какая-то странная вещь: государство заявило о приоритете образования, у нас более чем неплохая экономическая ситуация, доходы бюджета превышают расходы на 20 миллиардов долларов – а мы продолжаем говорить о недофинансировании вузов и школ, о низкой зарплате учителей. Я понимаю академика Днепрова, перешедшего к крепким словам в адрес правительственных либералов┘

 

– Государство не может взять на себя обязательства по текущим расходам, соответствующим своим доходам в период высоких нефтяных цен. Если эти цены упадут – откуда платить зарплату? Но использовать благоприятную конъюнктуру можно. Мы предлагаем направить часть профицита федерального бюджета на формирование так называемого фонда будущих поколений, в частности, через инвестирование в образование.

 

– Какие направления инвестирования вы имеете в виду?

 

– Первое – фонд гарантий образовательных кредитов. Второе – информатизация образования. У нас сейчас 2–3 компьютера на 100 школьников, в вузах отсутствует свободный доступ студентов к интернету. Третье – масштабная программа приобретения приборов и оборудования для системы образования, прежде всего для ее инженерной и медицинской частей. Это касается и университетов, и нынешних техникумов. Четвертое – 5-летняя программа обновления социально-экономических наук. Наши университеты (как и институты РАН) страшно отстали в этой области. Восточные европейцы своих недоучек-марксистов выгнали, а мы до сих пор разговариваем «на смеси французского с нижегородским». Число статей в международных научных журналах, опубликованных российскими учеными-экономистами, например, исчисляется буквально единицами. Все эти направления предполагают не текущее финансирование, а разовое.

 

– Каково ваше мнение о «команде» нынешнего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко?

 

– Министр Андрей Фурсенко старается изменить ситуацию в образовании, но при этом он очень бережно и осторожно подходит и к традициям, сложившимся в нашей образовательной системе, и к тем принципам модернизации, которые были заложены до него... Пожалуй, если в чем-то упрекать министра, так это в излишней осторожности и чрезмерно длинном графике проведения назревших реформ. Считаю, что команда вполне адекватная задачам министерства. Это не значит, что она не делает ошибок. Но я категорически не согласен с выводами академика Днепрова. Убрать сейчас Фурсенко и Свинаренко – означает сыграть на руку сторонникам консервации существующего положения дел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1805
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
867
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4375
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3398

Другие новости