Делегации трех стран проводят переговоры в Женеве, городе, где не раз обсуждались далекие от Швейцарии конфликты.
Фото РИА Новости
Новый, уже третий по счету раунд российско-американо-украинских переговоров по урегулированию конфликта Москвы и Киева начался. Как и на прошлых раундах, общение участников встречи с прессой сведено к минимуму. Нет информации и о том, что стороны располагают устраивающим их вариантом разрешения ключевого вопроса – о принадлежности тех или иных территорий. И все же признаки того, что новый раунд переговоров кардинально отличается от прошлых, есть. Встреча проходит в Швейцарии (стране, присоединившейся к антироссийским санкциям), а российскую делегацию возглавлял тот, кто вел переговоры с Украиной в 2022 году, – советник президента РФ Владимир Мединский.
Переговоры в Женеве, как ожидается, пройдут два дня. Прессе на них присутствовать не разрешили, и единственное, чем ей пришлось в данном случае довольствоваться, – это разъяснением официальных лиц, что теперь будет затронут более широкий круг вопросов, чем на первых двух раундах, проходивших в ОАЭ, в Абу-Даби. О том, что участники переговоров затронут и территориальный вопрос, журналистам сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. ТАСС, ссылаясь на свои источники, сообщил о том, что в процессе обсуждения речь пойдет и о возможности «энергетического перемирия» – моратория на удары по энергообъектам. Ранее президент США Дональд Трамп высказывался за введение такого моратория. Впрочем, о том, что американская делегация будет на нем настаивать в ходе переговоров в Женеве, он не говорил.
США на нынешнем раунде переговоров представляют те же лица, что и в Абу-Даби. Это спецпредставитель президента Стивен Уиткофф, зять президента Джаред Кушнер, министр армии Дэн Дрисколл (за этим человеком закрепилось реноме своего рода посланника вице-президента Джей Ди Вэнса), командующий силами НАТО в Европе генерал Алексус Гринкевич. Судя по тому, что сообщалось, перемены в украинской делегации небольшие. Ей все так же руководит секретарь Совета национальной безопасности и обороны Рустем Умеров. А вот российскую делегацию теперь возглавляет Мединский. Он под санкциями США и Канады, но не Швейцарии и ЕС. Впрочем, данное обстоятельство вряд ли сыграло решающую роль при выборе его кандидатуры. Швейцария, взявшись провести данную встречу на своей территории, является тем самым и гарантом безопасного прибытия ее участников в Женеву. Этим можно объяснить участие в переговорах начальника Главного управления Генерального штаба Игоря Костюкова. Против него ЕС ввел санкции еще в 2019 году. Вопреки некоторым предположениям, переговоры, кстати, не сорвало и покушение на его заместителя Владимира Алексеева, в котором обвинены украинские спецслужбы.
Возвращение Мединского в переговорный процесс может означать, что в обсуждении теперь куда большую роль будет играть политическая и гуманитарная составляющая, а не вопросы, которые относятся к ведению военных и спецслужб. Значит, переговоры предстоят сложные. Ряд российских ранее озвученных политических и гуманитарных требований (например, о статусе русского языка) действующим украинским властям будет крайне трудно принять.
Переговоры в Женеве, видимо, будут проходить без участия посланцев от Евросоюза. В ЕС ранее высказывали желание присоединиться к переговорам по российско-украинскому конфликту. Там даже обсуждался выбор своего представителя для этой цели. В субботу, 14 февраля, на Мюнхенской конференции по безопасности вариант подключения к трехсторонним переговорам новой делегации поддержал и министр иностранных дел КНР Ван И. Как он выразился, Европа должна быть «не в меню, а за столом», раз речь идет о российско-украинском конфликте, разворачивающемся на европейской территории. Однако Песков однозначно заявил журналистам, что европейцев на встрече в Женеве не будет.
То, что переговоры проходят именно в швейцарском городе, он объяснил техническими обстоятельствами. «Место выбрано потому, что так синхронизированы графики всех трех сторон», – отметил Песков. Следует отметить, что Швейцария с 2022 года присоединилась к ряду антироссийских санкций, введенных на Западе, но далеко не ко всем. Прямую военную помощь Киеву страна тоже не оказывает. Таким образом, хотя она и не может быть названа полностью нейтральной стороной в российско-украинском конфликте, но и к прямым союзникам Украины ее отнести нельзя.
* * *За ситуацией на переговорах следили и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов.
«Штришок. Может, не самый громкий, но от этого не менее красноречивый. В Женеву наша делегация летела ночь напролет, 9 часов. Через турок, Средиземное море и Италию», пишет «Адекват».




