0
1140
Газета События Печатная версия

12.10.2007 00:00:00

Между бампером и пистолетом

Серию ДТП, жертвами которых стали дети, на днях довершил случай со стрельбой в самом центре Москвы

Тэги: дтп

Потери на дорогах

Согласно данным ГИБДД России за период с января по июнь 2007 года в стране произошло 98 614 ДТП, в которых погибли 12 901 человек и были ранены 123 069. Это на 10% больше, чем в первом полугодии 2006 года. Первые места занимают Москва и Московская область. В столице за шесть месяцев текущего года в 7287 авариях погибли 518 человек и более 8 тыс. были ранены. В области 6466 ДТП привели к гибели 1251 человека. Немногим лучше ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где жертвами 5664 ДТП стали 564 человека и 6732 получили ранения. По вине водителей произошло 82 110 из 98 614 ДТП. Причиной 19 798 аварий стало плохое состояние дорог. Виновниками 18 813 дорожных происшествий стали пешеходы. За первое полугодие на дорогах России погибли 424 ребенка и 10 674 получили ранения. Но эти страшные цифры не отражают реальной картины, поскольку в милицейской статистике жертвами ДТП считают тех, кто погиб в течение семи суток после аварии. Медицинская статистика по смертям на дорогах традиционно превышает данные ГИБДД на 10–12 тыс. в год.

дтп Само по себе существование «зебры» отнюдь не гарантирует безопасного перехода дороги. Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

Шокирующее известие пришло вчера из города Тольятти. Там водитель «девятки» зарезал пешехода только потому, что ему не понравилось, как тот переходит дорогу. Как сообщается, погибший был сотрудником АвтоВАЗа. Убийцу ищут. Пешеходные переходы, призванные обеспечить безопасное перемещение по проезжей части, в последнее время превращаются в самое опасное место и на столичных дорогах. Ступив на «зебру», пешеход рискует не только попасть под колеса пролетающего автомобиля, но и получить пулю в голову. Серию недавних ДТП, жертвами которых стали дети и взрослые, не вовремя оказавшиеся на переходах, на днях довершил вопиющий случай со стрельбой в самом центре Москвы. Эксперты расходятся в суждениях относительно причин создавшегося положения.

«Зебра» повышенной опасности. В минувший понедельник среди бела дня в самом центре Москвы, на пересечении улиц Забелина и Солянки, прозвучали выстрелы. Как установили позже сотрудники милиции, стрельбу вели водитель и один из пассажиров автомобиля «ВАЗ-2112». Их мишенями стала группа пешеходов, которые посмели высказать претензию водителю «Жигулей», не пожелавшему притормозить на «зебре». В ответ на критику водитель и пассажир достали травматические пистолеты «Оса» и шесть раз выстрелили в сторону «обидчиков». В результате одного из потерпевших, получившего ранение в лицо, пришлось госпитализировать. Одного стрелка задержал оказавшийся поблизости сотрудник ОМОНа, остальным удалось скрыться, милиция ведет их розыск. Задержанным оказался 29-летний Ифраим Якубов. По некоторым данным, он и его попутчики – выходцы из Азербайджана.

Последние две недели ознаменовались и другими, не менее шокирующими происшествиями на столичных и подмосковных дорогах. Особую тревогу вызывает тот факт, что ДТП все чаще происходят на пешеходных переходах, а их жертвами становятся дети. Стоит отметить и такую особенность: в ряде случаев виновники ДТП пытались скрыться с места происшествия. Утром 25 сентября в центре Москвы на пешеходном переходе у дома № 52 по Мытной улице водитель автомобиля «Киа» с номерами 48-го региона сбил коляску с ребенком и скрылся с места происшествия. Младенца госпитализировали в тяжелом состоянии с черепно-мозговой травмой. Машина вскоре была обнаружена во дворах недалеко от места происшествия. Хозяйку машины 27-летнюю жительницу Липецкой области Екатерину Трубицыну задержали чуть позже по месту временной регистрации на юге Москвы. По ее словам, в столице она недавно и в тот день торопилась на встречу к знакомому.

Днем позже и снова в центре Москвы автомобиль «Мазда» под управлением 35-летней Натальи Даниел сбил школьника, переходившего по «зебре» 3-й Самотечный переулок. Немного притормозив, водительница снова нажала на газ и скрылась, но очевидцы успели запомнить номер автомобиля. Милиционеры позвонили женщине на мобильный телефон и убедили ее вернуться на место ДТП. А еще через несколько дней уже в Подмосковье случилось другое ДТП с участием детей и женщины-водителя. В поселке Лесной городок, на пересечении улиц Почтовая, Фасадная и Лесного переулка, москвичка Наталья Козлова, управляя автомобилем «Пежо», наехала на трех первоклассников, возвращавшихся из школы. Как следует из ее объяснения, она «сдавала назад и перепутала газ и тормоз». В результате все школьники получили черепно-мозговые травмы, ушибы и переломы.

Чья на переходе правда. По данным столичного управления ГИБДД, за 8 месяцев этого года в Москве произошло 4311 ДТП с участием пешеходов. Это на 261 случай больше, чем за аналогичный период прошлого года. В статистике всех дорожно-транспортных происшествий случаи наездов на пешеходов составляют почти половину – 44%. При этом, по словам руководителя отдела пропаганды УГИБДД ГУВД Москвы Марины Васильевой, этот показатель далеко не худший в России. В среднем по стране он составляет 60%. А если учесть, что региональная статистика включает показатели не только крупных городов, но и малонаселенных территорий, где пешеходы практически не встречаются, то Москве впору присвоить звание города высокой культуры вождения. По крайней мере в номинации «Взаимоотношения водитель–пешеход».

Дальнейший анализ милицейской статистики позволяет сделать вывод, опровергающий устоявшееся мнение о том, что большинство наездов на пешеходов происходит по вине водителей. Почти половина, а точнее 1808, ДТП с участием пешеходов произошла по вине их самих. По словам Марины Васильевой, наиболее распространенные нарушения – это переход в неустановленном месте, переход на красный свет и неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзор. Безрассудство некоторых пешеходов порой удивляет даже бывалых инспекторов. Чего стоит, например, переход через МКАД с перелезанием через разделительный отбойник. Однако самой опасной ситуацией представитель столичногй ГИБДД называет именно неожиданный выход на проезжую часть. В ситуации, когда пешеход выскакивает на дорогу буквально под колеса автомобиля, даже опытный водитель не сможет мгновенно затормозить.

К сожалению, для многих автомобилистов знак «Пешеходный переход» – не более чем придорожная реклама. Его можно заметить и поехать дальше, никак не отреагировав. Машины проезжают по «зебре», не притормаживая, и если водитель из правого ряда все-таки остановился, чтобы пропустить пешехода, и тот начал переходить дорогу, то он сильно рискует оказаться под колесами другого автомобиля, проносящегося по левому ряду. В такой ситуации вина водителя очевидна, но и пешеход должен знать, что само по себе наличие «зебры» еще не повод неожиданно выскакивать на нее из-за припаркованной у тротуара «Газели». Даже на сухом асфальте при скорости 40 км/ч тормозной путь легкового автомобиля составит не менее 8 м.

По мнению Марины Васильевой, только взаимное уважение всех участников движения может как-то повлиять на ситуацию. Однако добиться этого весьма не просто. Самым действенным средством воспитания по-прежнему остается наказание. По данным столичного ГИБДД, после недавнего увеличения штрафов число нарушений ПДД со стороны водителей несколько сократилось, но, как неоднократно заявляли представители ГИБДД, у каждого перехода инспектора поставить невозможно. Впрочем, никто не мешает попробовать начать хотя бы с наиболее сложных участков, где «зебра» проходит по многополосным дорогам с интенсивным движением. Если же культура вождения, как и раньше, будет прививаться в режиме «месячников», то процесс укрепления правосознания затянется на долгие годы. Отдельно стоит отметить, что армию столичных водителей ежегодно пополняют сотни автовладельцев из других регионов. В большинстве случаев эти люди получили опыт вождения в обстановке, заметно отличающейся от московской. Таких автомобилистов легко отличить по фразе: «Ты что, не видишь, машина едет!», адресованной пешеходу, идущему по «зебре». И если адаптация к дорожной обстановке у таких водителей все-таки наступает, то высокомерно-пренебрежительное отношение к пешеходам они хранят как память об исторической родине.

Нарушитель под защитой Конституции. Процесс воспитания через наказание тормозит еще и то, что пешеходы в отличие от водителей формально не обязаны знать Правила дорожного движения. К тому же пеший нарушитель не рискует лишиться прав за пересечение двойной сплошной в нетрезвом виде и в неустановленном месте. Да и штрафы, предусмотренные для пешеходов, не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей. При этом в отличие от автовладельцев, которые рискуют своим водительским удостоверением, пешеходы рискуют собственной жизнью.

Председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин признает, что многие водители ведут себя на дороге «просто безобразно», однако, по его мнению, пешеходам тоже следует задуматься над своим поведением. По его словам, «пик ДТП с участием пешеходов приходится на начало осени, когда люди, расслабленные, возвращаются из отпусков и идут по дороге, как по пляжу. Дети, которые провели все лето на даче или в лагере, тоже еще не адаптировались к городскому ритму». С другой стороны, по весне виновниками таких ДТП чаще становятся автовладельцы, которые «только-только отковыряли свои автомобили из-под снега и еще не обвыклись на дороге».

Виктор Травин с тревогой отметил, что такая тенденция, как стремление водителей скрыться с места ДТП, проявляется в последнее время все чаще. По его мнению, причин тому две: страх, вызванный незнанием законов, и юридические лазейки, оставленные в тех же законах. «Многие наслышаны о том, что ужесточены меры наказания в КоАП, но далеко не все знают, за какие именно нарушения и насколько, – говорит он. – Люди пребывают в неведении, а неведение порождает страх, у которого глаза велики. Возможно, это как раз те недавние случаи, когда женщины сбивали детей и уезжали с места ДТП. Они так поступали в состоянии аффекта, от страха. Потом, когда их находили, они не оспаривали своего участия в ДТП». В то же время, по словам Виктора Травина, есть и другая категория водителей, которые уезжают с места ДТП обдуманно, в расчете избежать наказания. «Если факт участия водителя в ДТП не был зафиксирован на месте, то потом очень сложно доказать его причастность. Виновник может представить кучу свидетелей, которые подтвердят его алиби. А когда следователь спросит: кто же был за рулем вашего автомобиля, такой водитель скажет, что машиной управлял один из его родственников, но в соответствии со ст. 51 Конституции он не обязан против него свидетельствовать». В такой ситуации, по словам Травина, следствие, как правило, заходит в тупик.

В качестве еще одного фактора, способствующего увеличению числа ДТП, Виктор Травин назвал недопустимо низкий уровень подготовки водителей: «Можно было бы говорить о снижении уровня подготовки, если бы такая подготовка была. То, чем занимаются сегодня в наших автошколах, подготовкой назвать нельзя. Водителя готовят не для управления транспортным средством на дороге, а для прохождения экзамена на площадке, что не одно и то же. К реальным дорожным условиям в автошколах не готовят». По мнению нашего эксперта, сегодня необходимо коренным образом менять систему подготовки водителей.

Пешеходы наносят ответный удар. По мнению доктора медицины, психиатра и ведущего консультанта МВД Михаила Виноградова, проблему взаимоотношений пешеходов и водителей следует рассматривать с двух позиций. Что касается пешеходов, то, по словам Виноградова, чрезмерная самоуверенность на дороге, граничащая порой с безрассудством, есть следствие растущего самосознания пешеходов. «Это, если хотите, такой способ самоутверждения на дороге, осознание своей значимости как равноправного участника движения, – поясняет Михаил Виноградов. – В большинстве европейских стран действует правило – пешеход всегда прав, поэтому водители уступают дорогу всегда и везде. СМИ часто обращаются к этой теме, она на слуху, и москвичи, как жители европейского мегаполиса, тоже требуют уважительного к себе отношения. Эти настроения дополнительно подогреваются показательными мероприятиями ГИБДД вроде операции «Зебра», пропагандирующими равноправие пешехода и водителя». По мнению Виноградова, такая борьба за равноправие имеет свои крайности. Некоторые пешеходы в пылу противостояния «переходят в наступление» и порой демонстративно бросаются переходить дорогу даже в не предусмотренных для этого местах. «В результате мы снова возвращаемся к проблеме всеобщего бескультурья на дорогах, – продолжает доктор Виноградов. – С одной стороны, водители, которые игнорируют права пешеходов, с другой – пешеходы, которые при любом удобном случае отвечают взаимностью, даже рискуя при этом собственной жизнью».

Говоря о проблеме детей на дорогах, Михаил Виноградов обратил особое внимание на поведение родителей: «Дети не воспринимают ситуацию по-взрослому, они видят ее по-детски, не оценивая степень опасности. Дети просто следят за взрослыми и копируют их действия. И если мама бежит с ребенком на красный свет, то можно с высокой долей вероятности говорить о том, что ребенок тоже примет такую манеру поведения на улице».

Еще один фактор, который, по мнению эксперта, негативно влияет на дорожную обстановку, это безответственность многих водителей и все возрастающее чувство безнаказанности. В особенности это касается женщин. «Женщины за рулем – это сегодня большая проблема. Когда я, будучи школьником, занимался в автоклубе, – вспоминает Виноградов, – девочки показывали очень высокий уровень знаний и навыков. И на дороге, в отличие от парней, вели себя намного аккуратнее». Но сегодня армия женщин-водителей пополнилась женами, дочками и любовницами, которые развращены деньгами и властью своих мужей, отцов и покровителей. «Останавливают такую водительницу на резервной полосе Кутузовского проспекта, а она сбивает инспектора ДПС и едет дальше. Ее находят, но в итоге обвинение переквалифицируется с тяжкой статьи на менее тяжкую, суд выносит мягкий приговор, который к тому же попадает под амнистию», – напомнил наш собеседник скандальное дело Карины Гличьян. Осознание того, что в любой ситуации за тебя все решат и уладят, по мнению эксперта, лишь усугубляет безответственность водителей. Ярким примером такой безответственности Виноградов считает как раз недавние случаи наездов на детей: «Что мы видим сегодня? Сбивая на переходе коляску с ребенком, женщина не вызывает «скорую» и не звонит в милицию. Она уезжает с места аварии и отправляется к своему приятелю, на свидание с которым так спешила».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лечебный Центр борется за пациентов. В это трудное время наш шанс - их профессионализм  (+ВИДЕО)

Лечебный Центр борется за пациентов. В это трудное время наш шанс - их профессионализм (+ВИДЕО)

0
242
«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

Владимир Иванов

На фоне пандемии снизилась активность НАТО в восточном направлении

0
288
Весенний призыв в условиях пандемии СОVID-19

Весенний призыв в условиях пандемии СОVID-19

Ирина Дронина

0
829
Принц Абу-Даби протянул Асаду руку помощи

Принц Абу-Даби протянул Асаду руку помощи

Игорь Субботин

Дамаску предложили гуманитарную поддержку

0
4892

Другие новости

Загрузка...
24smi.org