0
11426
Газета Хранить вечно Интернет-версия

22.06.2001 00:00:00

Под бомбами

Тэги: статья, кинематограф, войны, бохумский, проект


РАБОТАЯ над статьей о кинематографе начала войны для Бохумского проекта, роясь в архивах, своих и чужих, чтобы уточнить некоторые даты и факты, я нашла дорогие документы, точнее, их фрагменты, которые, как мне кажется, передают атмосферу тех незабываемых дней. Предлагаю их читателям, дополняя свидетельства очевидцев "данными" еще одного "личного архива" - собственной памяти. В ту пору ученица арбатской школы # 73, потом студентка ГИТИСа, я пережила войну в Москве.

В дневниках и записных книжках речь идет о бомбардировках. Несправедливо, что Москву не числят среди городов, особенно пострадавших от гитлеровской авиации. Бомбили зверски. Целились в Кремль, но, правда, у столицы была мощная зенитная защита.

В первый месяц лидировали зажигательные бомбы. На улицах пахло гарью. По Гоголевскому бульвару, по Арбатской площади, словно осенние листья, летали обгорелые страницы ценнейших книг, уникальных манускриптов - горела разбомбленная библиотека Академии наук на Волхонке, 14.

Первую жестокую фугасную атаку враг приурочил к 22 июля - ровно месяц с рокового дня. Мы, арбатские жители, прятались в глубоком подвале конструктивистского дома # 20 (где потом была автошкола, а сейчас банк) - считалось, что это надежно. Лежим, кто на матрацах, кто на нарах, вдруг страшнейший удар, гаснет свет. Трясло до рассвета. Когда дали отбой и на сияющей солнечной заре мы вышли на улицу, нам предстала следующая картина: на месте Театра имени Вахтангова, этого любимого театра москвичей, недавно заново отремонтированного, зияла гигантская дымная воронка - прямое попадание фугасной бомбы. Потом узнали, что погибли два замечательных актера Василий Куза и Константин Миронов, дежурные.

Все стекла на Арбате вылетели. С манекенов мехового магазина ниспадали открытые каракули и норки. Книги букинистического рассыпались по тротуару. Все скорбно смотрели, никто ни до чего не дотрагивался.

Москву бомбили каждую ночь до глубокой осени. Эвакуация началась уже в июле. Понятно, что все, у кого имелись собственные или снятые на лето дачи, предпочитали ночевать вне смертоносной городской тьмы.

В Российском Государственном Архиве литературы и искусства в записной книжке Татьяны Тэсс, постоянного спецкора "Известий", я натолкнулась на зарисовку из быта подмосковного поселка Кратово, где незадолго до войны поселились в подаренных правительством дачах многие видные деятели советской культуры. Недолго пришлось им наслаждаться сосновым воздухом заповедного подмосковного уголка! Вот запись от 5 августа 1941 года. Находкой горжусь. Запись оказалась неизвестной ни историкам кино, ни даже самому "эйзенштейноведу # 1" Науму Клейману:

"Мы сидели вечером на даче у Эйзенштейна. Круглый стол стоял под деревом, пахли цветы, седая, вся в кудряшках, мать Эйзена разливала какао в зеленые чашки. Вдоль дорожек божественной чистоты стояли рядком высокие флоксы. Эйзенштейн запрещал говорить о бомбардировках, а когда кто-то помянул новое белоцерковское направление, он назвал его "билль-белоцерковским", и все засмеялись. Было очень нарядно и приятно. Но начинало темнеть, на чистом небе проступили первые звезды, и все сразу погрустнели.

Постепенно все встали из-за стола и разошлись. Эйзен сидел, подперев подбородок круглым кулачком, он улыбался, но уже невесело.

Бомбардировка началась в 11 часов. На даче было слышно только, как далеко и глухо бьют над городом зенитки. Но спать уже никто не мог".

Билль-Белоцерковский - советский драматург, знаменитый своей пьесой "Шторм", а также письмом к нему лично Сталина, взявшего под защиту от наскоков этого революционного экстремиста "Дни Турбиных" Булгакова.

А ведь это благоуханное убежище - последнее перед дальним путем Эйзенштейна и всего "Мосфильма" в алма-атинскую эвакуацию, перед героическими казахстанскими съемками "Ивана Грозного"...

Среди бумаг Татьяны Григорьевны Винокур (1924-1992), выдающегося отечественного лингвиста и филолога, а тогда, в войну, моей одноклассницы и первой подруги с детства, я нашла свой собственный забытый текст. Не осмелилась бы, разумеется, публиковать его (в силу явной наивности, глупости и самонадеянности высказывания), если бы не абсолютная аутентичность документа и не событие, которому он посвящен. Речь идет о первом исполнении Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Москве 30 марта 1942 года в Колонном зале Дома союзов.

Таня, дочь Григория Осиповича Винокура, великого русского ученого, одного из основоположников "московской лингвистической школы", была увезена в эвакуацию осенью 1941-го. В знаменитом писательском Чистополе она страдала, рвалась в Москву и в итоге сбежала оттуда судомойкой на речном военном пароходе. Я старалась описывать ей по военной почте культурную жизнь, которая все же не затихала в этой голодной, морозной (до минус 42 градусов), затемненной, с комендантским часом, московской зимой. Но ведь немцев-то отогнали, настроение веселее, увереннее!

На четвертой странице программы симфонического концерта пишу и отсылаю "репортажи" и "рецензию" на великое творение гения. "Сотри все и храни программу", - так завершается карандашный манускрипт. Моя адресатка сохранила программу и даже не стерла сообщение - его поистерли, сделав иные строчки и фразы неразборчивыми, военная почта и время. И все-таки - с просьбой о снисходительности и с вынужденными купюрами:

"Танюша! Первый конце был 28-ro в 1 дня, а второй 30/11 в 1.30. На первом была безумно пикантная публика, все были... Публика одета была дивно. Я сидела в 25-м ряду перед Брюшковым с женой. Самосуд был в ударе с всклокоченной головой, очень смешно было смотреть на него за пультом... Теперь ближе к делу.

Симфония мне очень понравилась. В первой части много шуму-грому, медь. (Оркестр, между прочим, расположен оригинально: слева все струнные, справа духовые.) Первая часть идет 30 минут, все первое отделение. Скерцо очень милое, короткое и легкое. 3-я часть изумительная, очень лиричная, в духе классиков. Там в одном месте есть дивное соло альтов. Слушается часть с большим напряжением, да и вся симфония тоже... Успех был большой и 30-го особенно, так как домой идти нельзя был из-за обстоятельств сверху... Надеюсь, что и ты скоро тоже услышишь 7-ю симфонию..."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
1379
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
855
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
2088
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
330

Другие новости