0
2478
Газета Вера и общество Печатная версия

16.12.2018 21:51:00

Двуполярный православный мир оформился в Киеве

Украине пока не удалось создать единую национальную церковную юрисдикцию

Тэги: украина, православие, раскол, упц, объединительный собор, православная церковь, пцву, константинополь


украина, православие, раскол, упц, объединительный собор, православная церковь, пцву, константинополь Петр Порошенко наблюдал, как под председательством Эммануила Адамакиса (справа) на Соборе избрали Епифания (Думенко). Фото с официального сайта президента Украины

В Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) наотрез отказались признавать создание новой юрисдикции, объявленной субботним Собором в Киеве и получившей название Православная церковь в Украине (ПЦвУ). Новая национальная церковь обрела лидера, который в начале наступающего года в Стамбуле получит томос (указ) об автокефалии из рук Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея. Таким образом, в Украине пока не удалось создать объединенную национальную церковь. Верующие вынуждены выбирать между юрисдикциями, ассоциированными с двумя зарубежными духовными центрами, находящимися в состоянии раскола.

В субботу состоялся объединительный Собор в историческом заповеднике «София Киевская», объявивший о создании новой церковной юрисдикции, которая должна играть роль национальной и полностью независимой религиозной организации. У новой церкви появился глава – митрополит Епифаний (Думенко), выдвинутый от Киевского патриархата, только лишь минувшей осенью легализованного Синодом Константинопольской церкви. От УПЦ МП в Соборе участвовали два иерарха – митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Оба священнослужителя теперь объявлены своей бывшей религиозной организацией «раскольниками».

Интересно, что и Епифаний, и Александр, оба относительно молодые иерархи, руководили кафедрами в Переяслав-Хмельницком под Киевом, только от альтернативных друг другу объединений. Это обстоятельство можно считать символическим, потому что по результатам выборов на субботнем Соборе стало ясно, что костяком ПЦвУ оказался Киевский патриархат. Его бывший лидер Филарет (Денисенко), который хоть и смирился с невозможностью самому стать главой автокефальной церкви, добровольно снял белый куколь Киевского патриарха и на Собор явился в черной монашеской скуфье, по результатам собрания оказался первым членом Синода ПЦвУ.

Как сообщается, Собор в Софии Киевской проходил в закрытом режиме, и до последнего момента – епископского голосования во втором туре – из закрытых залов храма-музея просачивались скупые новости. Большой резонанс вызвала съемка пресс-службы президента Петра Порошенко, которая запечатлела присутствие в президиуме Собора главы украинского государства. Как официально заявлено – в качестве гостя. Собор, возглавляемый митрополитом Эммануилом Адамакисом (Константинопольский патриархат), проходил на английском языке.

«Борьбу за автокефалию я рассматриваю не как исключительно церковный вопрос, а как борьбу за национальную безопасность», - сообщил Петр Порошенко на пресс-конференции в воскресенье. «Украина теперь уже не будет пить, говоря словами Тараса Шевченко, «с московской чаши московский яд», – воскликнул президент днем ранее, выйдя к телекамерам на Софийскую площадь. Синод Константинопольской церкви выпустил в субботу коммюнике, в котором приветствовал создание новой церкви. «Его блаженство, новоизбранный предстоятель, связался с его святейшеством, Вселенским патриархом, выразил ему свое уважение и попросил материнскую церковь о благословении для своего первосвятительского служения, которое начинается при благосклонном покровительстве», – говорится в сообщении. Приветственный твит последовал и от посольства США в Киеве.

Таким образом, вместо трех юрисдикций в Украине теперь две конкурирующие православные церкви и два Киевских митрополита – Епифаний (Думенко) и Онуфрий (Березовский). Несмотря на все усилия властей в Киеве и посулы патриарха Варфоломея, разрушить организацию Онуфрия не удалось. Сейчас она сплотилась и готовится дать отпор дальнейшим посягательствам на свое существование. Официальных заявлений УПЦ МП нет, зато есть неформальный комментарий замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерея Николая Данилевича. «Как бы ни старались раскол объявить церковью, неканоническое каноническим – тело церкви Христовой не примет этого, потому что та структура, которая была создана вчера, была и есть инородное тело, которое телом церкви отторгается и не принимается, – написал он в воскресенье в соцсети. – То, что произошло вчера на территории национального заповедника «София Киевская», произошло за пределами церкви и к церкви Христовой отношения не имеет. Из двух раскольнических течений (УАПЦ и УПЦ КП) создали теперь одно – ПЦвУ. И больше ничего не изменилось».

Из Москвы прозвучали более резкие оценки. В Синодальном отделе РПЦ по взаимодействию церкви с обществом и СМИ называют киевский Собор «бесполезным сборищем», а инициировавшего его Варфоломея – «Стамбульским патриархом». Межрелигиозный совет России выпустил специальное заявление, в котором прибег к необычной для отечественных клерикалов и консерваторов правозащитной стилистике. «Призываем всех духовных и политических лидеров Украины, людей разных национальностей и религий, работников средств массовой информации, представителей интеллигенции и других общественных слоев проявить солидарность в стремлении к главной цели – обеспечению блага каждой отдельной личности», – призывают главы и представители религиозных организаций РФ.

Факт, на который напирают противники «стамбульской» автокефалии, остается фактом – в Украине продолжается раскол, только теперь он распространился на весь православный мир. В стране оформилась равновесная система. По сути, существуют две Киевские митрополии, ассоциированные каждая со своим духовным центром. Если раньше в УПЦ МП расценивали националистически настроенных оппонентов как раскольников, то теперь те получили благодаря Константинопольскому патриархату легальный статус. Ценой этого стало размежевание Москвы и Константинополя, которые и раньше находились в ситуации латентного соперничества, а теперь это состояние оформилось как полноценный раскол с разрывом евхаристического общения.

Следующий раунд большой церковно-политической борьбы должен состоять в переманивании каждым из патриархатов на свою сторону остальных тринадцати поместных православных церквей. Мир восточного христианства, казалось, замер в ожидании. Точка в создании ПЦвУ должна быть поставлена 6 января в Стамбуле, куда митрополит Епифаний в сопровождении Порошенко отправится за томосом патриарха Варфоломея. По старому стилю это канун Рождества, а по новоюлианскому календарю, по которому живут верующие Константинопольского патриархата, в этот день отмечается Богоявление.

Пока можно лишь говорить о более-менее определенном отношении к происходящей «игре престолов» со стороны некоторых юрисдикций. Достаточно определенно и последовательно в пользу РПЦ высказывается только Сербский патриархат, да отдельные неодобрительные реплики в адрес Константинополя звучат из Антиохийского, Александрийского и Болгарского патриархатов.

Конфликт выходит за пределы православного мира. Накануне учредительного Собора патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послания главам православных церквей, папе Римскому, главе Церкви Англии, генсеку ООН, президенту Франции, канцлеру ФРГ и ряду других лидеров в связи с давлением со стороны украинских властей на УПЦ МП и вмешательством украинских властей в церковную жизнь. «В последнее время вмешательство руководителей светского украинского государства в церковные дела приобрело характер грубого давления на епископат и клириков Украинской православной церкви, что позволяет говорить о начале полномасштабных гонений», – говорится в послании.

Пока существует вариант административного разрешения «проблемы» УПЦ МП. Власти в Киеве неоднократно заявляли, что следующим шагом будет ее принудительная перерегистрация в «Российскую церковь в Украине». Такая перспектива вызывает негодование у сторонников митрополита Онуфрия. Она равнозначна признанию церкви «иностранным агентом».

Между тем двусмысленность положения новосозданной ПЦвУ состоит в перспективе оказаться в не меньшей зависимости от Константинополя, чем УПЦ МП – от РПЦ. На этой относительности обретенной автокефалии сегодня пытаются играть оппоненты. Митрополит Софроний (Дмитрук) остался в УПЦ МП и отказался участвовать в создании новой церкви, усомнившись в полноте ее независимости. Возникают определенные сомнения в том, что остальные поместные церкви примут ПЦвУ в свою «семью» как полноценную «сестру». Так что в каком-то смысле украинским автокефалистам выгодно оставаться под плотным зонтиком Константинополя, и им придется с этим смириться. Судя по речи Порошенко, для него церковный вопрос исчерпывается задачей необратимости антироссийского политического курса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко считает, что при расследовании коррупционных преступлений должна быть достаточная доказательная база

Лукашенко считает, что при расследовании коррупционных преступлений должна быть достаточная доказательная база

0
363
Украина готовится к энергетическому коллапсу из-за прекращения российского транзита

Украина готовится к энергетическому коллапсу из-за прекращения российского транзита

Татьяна Ивженко

«Нафтогаз» намерен  взыскать с «Газпрома» миллиарды долларов

0
1359
Молодежь отвергает "охранку скреп"

Молодежь отвергает "охранку скреп"

Милена Фаустова

Почему юное поколение россиян не стремится к вере

0
923
Архиепископия выбирает между Сциллой и Харибдой

Архиепископия выбирает между Сциллой и Харибдой

Милена Фаустова

Приходы русской традиции в Западной Европе готовятся к неопределенному будущему

0
810

Другие новости

Загрузка...
24smi.org