ФОТО HORACIO PAONE FOR THE NEW YORK TIMES
Здание Национального конгресса в Буэнос-Айресе. Недавно депутаты проголосовали за национализацию нефтяной компании.
Колумнист Мэтт Иглесиас, который недавно побывал в Аргентине, написал в журнале Slate об уроках, которые преподнесло восстановление после кризиса, вызванного законом, приравнивавшим песо к доллару. По его словам, это удивительная история успеха, которая может стать ценным уроком для еврозоны.
«Дефолт и девальвация дались нелегко. Они уничтожили банковскую систему страны и лишили сбережений многих аргентинцев», – написал Иглесиас 1 мая. «Но это сработало. В последующие годы экономика Аргентины быстро росла, а безработица снизилась до 6,7% – уровня, о котором мы в США мечтаем».
Я бы добавил кое-что еще. Освещение СМИ ситуации в Аргентине – еще один пример того, как расхожее мнение может затмить реальность. Мы продолжаем читать о восстановлении в Ирландии, хотя на самом деле ничего подобного не происходит. Но так должно быть, черт побери, потому что они поступили «правильно», а значит, именно так мы и будем о них писать.
И, наоборот, статьи об Аргентине почти всегда написаны в негативном ключе. Аргентинцев называют безответственными, упрекают за повторную национализацию ряда отраслей, обвиняют в популизме. А раз так, то дела у них должны идти плохо, хотя данные, приведенные на этой странице, свидетельствуют об обратном.
Внесу ясность. Я считаю, что дела у Бразилии идут довольно хорошо и руководство этой страны хорошо справляется со своей работой. Но почему Бразилию преподносят как впечатляющий пример успеха, а Аргентину ругают?
Вообще-то мы знаем почему, но это весьма плохо характеризует современную экономическую журналистику.
![]() Источник данных: МВФ, World Economic Outlook Database. График отражает динамику ВВП, в качестве базового принят уровень 2000 года |
Я мало знаю о (древней) истории
Ради того чтобы увеличить продажи своих книг, я готов на многое. Недавно я участвовал в дебатах на Bloomberg TV с Роном Полом (их можно посмотреть на сайте bloomberg.com/video).
Я думал, что мы сможем поговорить о том, почему галопирующая инфляция, которую предсказывают он и его союзники, никак не случится. Но нет, он настаивал (если я его правильно понял), что обесценение валюты и контроль за ценами уничтожили Римскую империю. Я ответил, что не являюсь адвокатом экономической политики императора Диоклетиана.
Апелляции к тому, что якобы произошло в далеком прошлом, довольно распространены среди сторонников золотого стандарта. И это о многом говорит.
Я согласен, что история важна для экономического анализа. Вам действительно будет интересно узнать, почему потерпела крах политика фиксированного обменного курса в Аргентине или к каким последствиям привела приверженность немецкого канцлера Брюнинга золотому стандарту.
Однако люди вроде Рона Пола не любят говорить о тех событиях прошлого века, о которых есть достаточно много данных. Они предпочитают обсуждать события древней истории, про которые мы мало что знаем наверняка. И я думаю, это не случайно. Отчасти это попытка продемонстрировать свои изотерические знания. С другой стороны, мы на самом деле не знаем, что тогда произошло (что пошло не так в эпоху Диоклетиана?), поэтому можно нафантазировать все, что угодно, а затем доказывать именно то, во что вы хотите верить.
Это было бы по-своему забавно, если бы речь не шла об одной из двух наших основных политических партий.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Страна, которую замучили неприятности
Контроль за ценами в Аргентине не работает, налоги абсурдно высоки, а государственные службы не справляются со своими обязанностями. Это просто оскорбление заявлять, что дела идут довольно хорошо.
– M., Аргентина
Г-н Кругман, Аргентине помог рост цен на сырье. Это в сочетании с восстановлением после рецессии 90-х объясняет экономический рост Аргентины.
Тем не менее вам следует быть осторожнее с комментариями по поводу страны, в которой друзья правительства игнорируют любого человека, осмелившегося ставить под вопрос правильность государственной политики, и у него не остается другого выбора, кроме как молчать или эмигрировать.
– P.D., Аргентина
Г-н Кругман, раз вы считаете Аргентину образцом, то, быть может, объясните, почему она вынуждена импортировать бензин. До кризиса мы были самодостаточны в этом плане. И почему мы платим за коммунальные услуги в три раза больше, чем жители США? Можете вы также объяснить, почему так сильно ограничен импорт? Как нобелевский лауреат и признанный авторитет в области экономики, помогите нам понять, почему так трудно и дорого жить в этой стране.
– M.D.Gordon, Аргентина
Экономики Аргентины и Бразилии восстанавливаются, но в Аргентине нет стабильности. Рост может снова прекратиться. Кроме того, экономический рост в Бразилии в последние годы привел к появлению многочисленного среднего класса. В Аргентине этого не произошло.
– G., Бразилия