Газета Печатная версия

12.05.2020 18:31:00

В дальнем космосе произошел такой взрыв, что в его кратере может поместиться 15 спиральных галактик

Младший брат Большого взрыва

Тэги: астрономия, космос, астрофизика, большой взрыв

астрономия, космос, астрофизика, большой взрыв Планетообразующее газопылевое облако вокруг звезды. Иллюстрация Physorg

Уникальное открытие сделано сотрудниками Университета в г. Перт (Австралия). В глубинах Вселенной с помощью орбитальной рентгеновской обсерватории «Чандра» и наземного комплекса радиотелескопов Wildfield им удалось зафиксировать циклопический взрыв на расстоянии 340 млн световых лет от Земли. Достаточно сказать, что по мощности это второй такой катаклизм после Большого взрыва. По оценке австралийцев, в «кратере» взрыва диаметром под миллион световых лет уместится в ряд 15 галактик, подобных Млечному Пути. Энергопоток от взрыва эквивалентен выделяемому 10 млн звезд в течение миллиардов лет их жизни. Остается загадкой, почему столь значимая космическая катастрофа не была обнаружена раньше…

Европейские мореплаватели, открывавшие океанические просторы южнее экватора, поражались обилию новых экзотических созвездий. Помимо Южного Креста они «поместили» на небосвод целый выводок, получивший название «Южные Птицы»: Журавль и Феникс, Павлин и Тукан.

Относительно недавно в Тукане была обнаружена бинарная система звезд, обозначенная DS Tuc (Double Star), вокруг одной из которых было газопылевое облако. Рассеявшееся облако породило молодую планету возрастом 40–45 млн лет, что несравнимо с 4,5 млрд лет Земли. Планета представляет собой пылевое образование размером не больше Нептуна.

Астрономы университета Южного Уэльса в Сиднее определили период вращения планеты вокруг ее звезды – всего восемь дней. (Для сравнения: у Меркурия – 100 дней, а у газового Юпитера – 4300 дней.) Плоскость вращения планеты наклонена к оси звездного вращения под углом 12 градусов. Авторы статьи в Astronomical J. считают, что облака вокруг молодых звезд дают материал для планетообразования. Этот процесс хорошо просматривается после рассеяния пыли и газа.

По другую сторону Земли, в Британском университете Уорвика, ученые разглядели странный белый карлик (WDJ – White Dwarf J) массой 1,14 солнечного, который образовался от, как они считают, слияния двух звезд. Карлик, находящийся в 150 световых годах от Земли, быстро проносится по Млечному Пути. Ученых поразил состав атмосферы карлика с большим содержанием водорода и гелия. Все эти данные, опубликованные в журнале Nature Astronomy, привели англичан к заключению, что WDJ действительно «составлен» из двух звезд.

Намного раньше Южных Птиц звездочеты Древнего мира увидели на востоке созвездие Ориона, в котором есть ярко сияющая звезда Бетельгейзе. За последний век наблюдения светимость Бетельгейзе (в инфракрасном диапазоне она самая яркая) значительно уменьшилась. Эта звезда в 10 раз массивнее Солнца. Энтузиасты ночных наблюдений предвкушают, что Бетельгейзе может сколлапсировать (сжаться) и превратиться в нейтронную или дать ярчайшую вспышку в виде сверхновой, которая будет видна даже днем!

Коллапс, или схлопывание, выгоревшей звезды может привести к распылению ее ядра, накопившего в своих недрах в результате протекания термоядерной реакции огромные количества железа. Нечто подобное произошло более 5 млрд лет назад в окрестностях одного из рукавов Млечного Пути. Поэтому и у нашей Земли – железное ядро.

Железо обнаружили на образцах астероида, названного в честь японского астронома Итокавы, «пробившего» идею космического зонда к одному из ближайших астероидов группы Апполоновых. Зонд назвали «Хаябуса», то есть «сокол-сапсан», и он стал первым, доставившим астероидный материал на Землю. Журнал Nature Communications привел фото, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа, показывающие наличие большого числа частиц троилита (сульфида железа FeS) на поверхности астероидных частиц. Необычные изображения получены в Университете острова Кюсю.