0
3754
Газета Политика Интернет-версия

24.02.2001 00:00:00

"Яблоко" теряет последний шанс"

Тэги: партии, яблоко, мизулина


партии, яблоко, мизулина Елена Мизулина.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- Елена Борисовна, несмотря на пространную информацию в СМИ о ярославском "бунте", не искушенные в политической интриге люди до сих пор не понимают, почему все-таки Явлинский не хочет объединяться с "Союзом правых сил"?

- Дело тут не только в Явлинском. Ведь сейчас и в "ЯБЛОКЕ", и в "Союзе правых сил", как и в других общественно-политических движениях, идет мучительный процесс становления новых партий парламентского типа. Мучительный потому, что нашему обществу вообще непонятно, зачем нужны партии. Даже недавнее принятие в Думе в первом чтении Закона о партиях не вызвало в народе энтузиазма: дескать, нет что ли у депутатов более важных дел?

- Но почему так отторгают люди саму идею образования в стране партий?

- Да потому что у всех перед глазами маячит не столь давний опыт КПСС как партии тоталитарного типа, сросшейся с государством, и люди говорят: нам такого не нужно, от этого народу будет только вред. А вот какая польза может быть от партий, людям пока неясно. Тем более неясно, зачем различные общественно-политические партии и движения хотят сейчас преобразоваться в партии. Дескать, работайте, как и работали. Хотя в России до сих пор практически не было партий: люди ошибочно называют партиями движения, общественные организации, клубы по интересам. А ведь у партии должна быть четкая, ясная платформа или программа, и там все должно быть расписано для каждой социальной категории общества: что партия будет делать для пенсионеров, учителей, молодежи, чего она будет добиваться в экономике, как она относится к приватизации, частной собственности на землю, иностранным инвестициям и так далее. Естественно, партия должна быть массовой, с фиксированным членством, а ее партийные структуры должны быть в каждом городе, в каждом самом дальнем селе.

- Ну и зачем это надо? Может, правы те, кто говорит: ведь жили без политических партий, так и дальше проживем?

- Проживем-то проживем, но как? Последние семь лет показали, что мы не можем жить дальше так, как жили, в условиях, навязанных нам правлением Ельцина, когда все в нашей жизни решал лично он и его администрация, которую он формировал по принципу: понравился кто-то - он его включил в "ближний круг", а разонравился - выкинул. Но зачем же тогда мы, граждане России, выбираем парламент, если правят в стране люди Ельцина, которых мы не избирали? И для того, чтобы изменить это положение, чтобы и президент, и правительство, да и Дума подчинялись людям, слушались их, как раз и нужны массовые политические партии, которые борются за власть и в результате получают места в парламенте, имеют там фракцию, трибуну, а значит, могут влиять и на президента, и на правительство, могут исполнительной власти любого уровня выставлять свои условия и требования.

Вот какая сильная парламентская партия демократического направления видится мне.

- И в том, какая же в России должна быть влиятельная демократическая партия, у вас нет расхождений с Явлинским?

- Абсолютно никаких. Тут мы единомышленники. Дело в другом. "ЯБЛОКО" уже 7 лет на политической арене, а СПС - совсем недавно, и поэтому вполне естественной выглядит конкуренция между "ЯБЛОКОМ" и СПС. "Яблочники" говорят: а чего это мы будем уступать, пусть сначала СПС проявит себя. А СПС, в свою очередь, возражает: это мы начинали демократические движения в России и силу свою уже доказали на парламентских выборах 99-го года, поэтому забудем об амбициях, не надо "ЯБЛОКУ" гордиться, давайте-ка не будем толкаться локтями, а начнем действовать сообща.

- А Явлинский к этому не готов?

- Григорий Алексеевич считает, что мощную демократическую партию "ЯБЛОКО" способно создать самостоятельно, без объединения с СПС и другими демократическими силами. То есть в одиночку.

Я же говорю: нет, этот вариант абсолютно нереален, ресурс "ЯБЛОКА" уже исчерпан. За "ЯБЛОКО" сейчас голосуют вдвое меньше избирателей, чем прежде, и 5 % - это для "ЯБЛОКА" уже потолок. И мне лично стыдно быть в партии, которая набирает на выборах лишь 5 %. Это для меня стало нравственной проблемой. Но ведь нельзя же бесконечно эксплуатировать чаяния и ожидания людей, которые надеются, что когда-нибудь мы придем к власти. Увы, не придем. Нам ведь люди говорят: да, вы умные, интеллигентные, профессиональные, мы вас очень уважаем, но голосовать за вас не будем. Сколько можно жить в такой ситуации? Люди-то, наши избиратели, те, кто нам верит, хотят, чтобы в нашей жизни что-то менялось. А чтобы менялось, мы должны стать партией, на которую власть не смотрит свысока.

- Но куда же все-таки подевался "яблочный" ресурс?

- А вы вспомните о том, что "ЯБЛОКО" создавалось в свое время как противовес приватизации Гайдара и Чубайса и как альтернатива КПРФ. И тогда это притягивало избирателей. Но сегодня многое изменилось. Нелепо сейчас вести споры, хорошо или плохо прошла в России приватизация, все это в прошлом. Для историка это важно. Но для политика этого недостаточно. Политик должен действовать и устранять препятствия. Кстати, кто больше всех ругает Гайдара и Чубайса? КПРФ. И что будет, если мы их вместе с коммунистами будем ругать? Ругали уже на прошлых выборах, ругали, ну и что из этого получилось? Мы не политики, если в 2001 году будем исходить из ситуации 1990 года. Что же касается традиционной "яблочной" оппозиции по отношению к КПРФ, то и на этом рейтинг уже не повысишь.

- "ЯБЛОКО" могло бы стать партией Владимира Путина?

- Вряд ли. "ЯБЛОКУ" очень сложно конкурировать с "Единством". Ведь оно заявило себя как партия, которая поддержала Путина и которая будет структурироваться под Путина. И было бы плебейством (а это несвойственно "ЯБЛОКУ") толкаться вместе с "Единством" за место возле президента. Тем более что пока с точки зрения идеологии не очень понятно, что такое "Единство".

- И что же делать?

- Объединить все демократические силы в новую мощную партию, которая будет набирать на выборах уже не 5, а 15, 20 и больше процентов голосов. А это значит, что такую партию будет слушать президент. И не только президент, но и губернатор, и мэр, и любой иной политический деятель. С такой партией все будут считаться, потому что за ней люди. А, кстати, Путин всегда ориентируется на большинство, а не на меньшинство.

- Вы говорите о создании новой партии на основе "ЯБЛОКА" и "Союза правых сил", но вас не смущает, что они все-таки разные?

- Верно, "яблочная" идеология имеет как либеральный, так и социал-демократический крен. И в случае объединения с "Союзом правых сил", где исповедуют чисто либеральную идеологию, часть людей, несомненно, покинет "ЯБЛОКО". Например, те, кто против частной собственности на землю, против процесса приватизации. И в этом ничего страшного я не вижу. "ЯБЛОКО" не может быть "всем". Эту позицию "партии всех" перехватило "Единство". А либеральную идеологию крепко уже схватил "Союз правых сил". "ЯБЛОКО" это прозевало, отдав пальму первенства СПС. И сейчас "ЯБЛОКО" на глазах теряет последний и единственный шанс, когда еще можно объединиться с правыми силами.

- Почему же последний?

- Да потому что уже 26 мая в Москве состоится учредительный съезд "Союза правых сил", который преобразует движение в новую партию с фиксированным индивидуальным членством. Но это произойдет без "ЯБЛОКА".

- Чем вы можете объяснить крайне жесткую реакцию центрального "ЯБЛОКА" на вашу идею объединения с СПС? Ведь были даже угрозы сменить в Ярославле руководство, то есть убрать вас.

- Видимо, в Москве боялись, что если не одернуть ярославцев, то их примеру могут последовать другие. Жаль, что в центральном "ЯБЛОКЕ" не поняли, что если уж мы задумали создать новую демократическую партию, то нас нельзя к чему-то принудить, как-то наказать, куда-то загнать. А собственно, что страшного в том, что члены регионального отделения на своей конференции пришли к выводу, отличному от мнения центрального руководства "ЯБЛОКА"? Мы же не хлопнули дверью, не устроили скандала. Мы только предложили Григорию Алексеевичу и его ближайшему окружению: давайте на внеочередном съезде обсудим все наши аргументы.

- Но ведь Явлинский все же приехал в Ярославль и принял участие в дискуссии. Вас это устроило?

- И да, и нет. Конечно, я лично оценила, что Григорий Алексеевич приехал в Ярославль, не посчитав для себя зазорным и унизительным этот визит в провинцию по необычному, не столь приятному для него поводу. Но эта дискуссия не была, собственно говоря, таковой. Потому что я не хотела быть жесткой в споре с Григорием Алексеевичем: он больше всех говорил, и последнее слово тоже было за ним. Я сознательно не стала вступать с ним в публичную дуэль: хотелось посмотреть, насколько является зрелым в своих убеждениях ярославское "ЯБЛОКО". Увы, у многих они, эти убеждения, оказались не столь стойкими, как у меня: аргументы Григория Алексеевича им оказались ближе. И тогда я задумалась: значит, мои слова убеждают далеко не всех? Что ж, сказала я себе, это мои проблемы. В этом случае надо отойти в сторону.

- Получается, что тем самым вы невольно отказались от реализации своей идеи объединения "ЯБЛОКА" и СПС в одной партии?

- Нет, это не так. Я буду, как и прежде, продвигать эту идею в жизнь, таких возможностей у меня много. Надо еще посмотреть, что будет дальше: может, проявится еще какая-то третья политическая сила, которой по плечу окажется создание сильной демократической партии России с либеральной идеологией. Но если никто не возьмется за проект такого масштаба, передо мной встанет вопрос: как мне быть дальше, участвовать ли в политике вообще? А если участвовать, то в каком качестве. Я знаю цену ответственности перед людьми, которые мне доверяют, и заниматься профанацией, делая вид, что вроде что-то есть, хотя на самом деле ничего нет, я не буду.

- На днях ваш коллега по Госдуме Николай Травкин сказал, что вы теперь должны сделать выбор между "ЯБЛОКОМ" и СПС.

- Да, это так, и свой выбор я еще сделаю. Но пока я ниоткуда не ухожу. Я остаюсь во фракции "ЯБЛОКО" Госдумы и не вижу причин ее покидать. Я также остаюсь во главе ярославского регионального отделения СПС до конференции, так как меня об этом попросил координационный совет СПС.

- В итоге, где же вы все-таки останетесь и с кем?

- Я буду с теми, кто разделяет мои взгляды о создании в России массовой, сильной демократической партии либеральной ориентации. Партии, созданной для людей, а не для одного, пусть самого гениального лидера. Да, "ЯБЛОКО" - это детище Явлинского. И авторитет "ЯБЛОКА" - это личный авторитет Явлинского. В дни правления Ельцина люди шли в "ЯБЛОКО". В то время "ЯБЛОКО" и его лидер были выше, сильнее, чище, образованнее президента России. Но сегодня политическая ситуация меняется. У нас есть новый президент и новая политическая реальность. Сегодня момент сравнения может не сработать в пользу "ЯБЛОКА". Сразу встает вопрос, каков ресурс конкурентоспособности "ЯБЛОКА" в новых политических условиях, если "ЯБЛОКО" будет опираться только на авторитет его лидера?

Я и Григорию Алексеевичу, и Борису Немцову говорила, что новая массовая партия должна по-новому структурироваться: каждый ее член должен быть хотя бы на одном избирательном участке.

Сейчас я очень внимательно наблюдаю за сложными внутрипартийными процессами в "ЯБЛОКЕ", "Союзе правых сил", "Единстве", "Отечестве" и думаю, что ближе всех к созданию такой партии сегодня находится СПС. Внутренние разногласия? Да, они есть, но, по-моему, это преодолимо. Что касается программы, то в СПС, наверное, это будет сделать легче всего: практически она уже отработана. В общем, подождем учредительного съезда "Союза правых сил". Время еще есть. В принципе я не исключаю разных вариантов.

- После вашего ухода с поста лидера ярославского "ЯБЛОКА" часто ли вы встречаетесь с Явлинским и как вообще складываются сейчас ваши отношения?

- С Григорием Алексеевичем встречаюсь часто. Отношения нормальные, корректные. Я всегда ценила и по-прежнему ценю Григория Алексеевича как одного из самых талантливых политических лидеров России. Кстати, и во фракции "ЯБЛОКО" чужой себя не чувствую. Правда, вначале, когда разгорелась дискуссия, со стороны некоторых моих коллег была какая-то настороженность: может, ждали, что я, как иные, кто уходил из "ЯБЛОКА", начну поливать всех грязью. Но этого не будет. Я человек другого склада. И если так уж выйдет, что я буду вынуждена покинуть "ЯБЛОКО", то уйду достойно, сохраняя со всеми хорошие, дружеские отношения. Ведь "ЯБЛОКО" - это партия, в которой я начинала, в которой во многом состоялась как политик. Поэтому ничего зачеркивать не буду. И свою коллекцию яблок в рабочем кабинете Госдумы буду хранить всегда.

- А что если "Яблоко" вопреки вашему прогнозу в одиночку, без СПС, все-таки сумеет стать мощной политической партией России?

- Но это уже будет чудо. Дай-то Бог! Если это случится, тогда я скажу: "Да, я ошиблась, Григорий Алексеевич, вы были правы!"

Ярославль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
905
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
837
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1518
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
712

Другие новости