0
3036
Газета Политика Интернет-версия

21.06.2010 00:00:00

Россия и Евросоюз: что-то движется?

Тимофей Бордачев

Об авторе: Тимофей Вячеславович Бордачев - директор Центра европейских и международных исследований ГУ-ВШЭ.

Тэги: россия, ес


В последние недели складывается ощущение того, что отношения России и Европейского союза показывают признаки выхода из тупикового пути развития. Бесконечный «день сурка», когда одна встреча Россия–ЕС повторяет по своей позитивной бессодержательности другую, заканчивается.

Во-первых, в отношениях наконец появились свежие темы и сюжеты. Достаточно долго основные надежды на оживление были связаны с началом переговоров о новом политико-правовом формате отношений, который должен был прийти на смену Соглашению Россия–ЕС от 1994 года. Однако к концу 2009 года позитивный потенциал переговоров о новом стратегическом соглашении оказался в значительной степени исчерпанным. За почти два года консультаций сторонам удалось только приблизиться к обсуждению самых важных вопросов – по торгово-экономическому блоку и в энергетике. На этом дело, похоже, и остановилось.

Одобренное на саммите в Ростове-на-Дону «Партнерство для модернизации» выглядит пока набором общих направлений, по которым Евросоюз будет поддерживать сотрудничество между Россией и отдельными европейскими государствами. Однако в долгосрочной перспективе ценность данной инициативы в том, что она отражает реальные, а не выдуманные на уровне бюрократических аппаратов интересы российской и европейской экономик. И потому сможет стать основой для действительно работающих секторальных соглашений Россия–ЕС в будущем. И опираться эти соглашения будут на ежедневную, и часто успешную, практику экономического и технологического сотрудничества России и стран – членов Евросоюза.

Другим новым сюжетом становится уже конкретный разговор о подготовке к обоюдной отмене визового режима. Абсурдность его существования ясна практически всем, кроме самых твердолобых «охранителей», в России и Европе. Равно как и чисто политический смысл бумажки, вклеиваемой за деньги в паспорт, при современных технологиях и возможностях контроля границ и передвижения граждан. Сейчас стороны с разной пока, впрочем, степенью уверенности задумались о необходимости изъять из отношений этот цветной раздражитель.

В вопросе о визах важно еще и другое. Если Брюссель не сможет убедить сейчас сомневающиеся страны – члены ЕС позволить ему вести с Москвой переговоры о безвизовом режиме, интерес российского руководства к контактам с евробюрократией может исчезнуть вовсе. Никакого практического смысла вести с Еврокомиссией диалог просто не останется. Ведь все практическое сотрудничество уже давно идет по линии Россия – отдельные государства ЕС. Поэтому переговоры о визах – это прежде всего спасение ЕС как полноценного участника отношений Европы и России.

Во-вторых, как показал визит Дмитрия Медведева в Германию, состоявшийся 4–5 июня, стороны не только смогли начать разговор о выработке общего видения европейской безопасности, но и перешли уже к практическим мерам. В качестве первого шага предлагается совместно решать наболевшую приднестровскую проблему.

И, наконец, радикально изменился дух и формат встреч Россия–Евросоюз на высшем уровне. Драматические события в зоне евро и ежедневный накат на европейскую валюту пропагандистской машины США и Великобритании заметно «сбили спесь» с европейских партнеров Москвы. На фоне лихорадочных усилий по спасению евро отделываться чтением России лекций о хорошем государственном управлении уже невозможно. Тем более что сама Россия выходит из кризиса с неплохими на европейском уровне показателями.

Однако основная заслуга в изменении атмосферы и содержания политического диалога принадлежит председателю Европейского совета Херману ван Ромпею. Действия ван Ромпея показали: благодаря вступлению в силу Лиссабонского договора, учредившего должность председателя Евросовета, изменилось политическое качество участия единой Европы в диалоге с Москвой. В отличие от сменявших друг друга стран-председателей глава ЕС, как назвал его президент России, обладает высокой степенью политической легитимности.

Неудивительно, что на прошедшем в Ростове-на-Дону саммите стороны смогли, похоже, отказаться от бесконечного пережевывания взаимных претензий по экономике, торговле и правам человека. Вместо этого Россия и ЕС смогли наконец сверить свои позиции по целому ряду сюжетов мировой экономики, защиты окружающей среды и международной безопасности.

В перспективе можно предположить оформление в отношениях России и Евросоюза трех эффективных треков. Практическое сотрудничество в экономике, и не только, будет вестись на уровне Москва – европейские столицы. Обеспечение рамочных условий и снятие искусственных препятствий для такого взаимодействия будут осуществляться в рамках взаимодействия правительство России – Европейская комиссия. А содержательный диалог по вопросам долгосрочной стратегии отношений и видения проблем глобального характера окажется в руках регулярных саммитов на уровне президент России – глава Европейского совета. Вполне рабочая схема.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
1084
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1820
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
2095
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
3598

Другие новости