0
176
Газета Культура Печатная версия

11.09.2025 17:34:00

На Малую Дмитровку возвращаются «Задворки», а на Большую – «Леди Макбет Мценского уезда»

«Ленком» и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко объявили планы на сезон

Тэги: театр, театры москвы, новый театральный сезон


театр, театры москвы, новый театральный сезон Перспективы нового театрального сезона объявляли в торжественной обстановке. Фото предоставлено пресс-службой театра

Московские театры один за другим открывают сезон – МХТ им. Чехова уже сыграл первую премьеру. Стартуют недообъединенные «Ленком» и ЦДР (Центр драматургии и режиссуры), с балетной премьеры начинает и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Достаточно сложно назвать сбор труппы, состоявшийся на Основной сцене театра «Ленком им. Марка Захарова», традиционным. Еще в середине прошлого сезона на должность художественного руководителя был назначен Владимир Панков. Все это время с особым волнением задавался вопрос о перспективах и последствиях слияния «Ленкома» с Центром драматургии и режиссуры, художественным руководителем которого также является Панков. На момент открытия нового сезона два театра, действительно, должны были объединиться. Однако начальник управления театров столичного Департамента культуры Александр Фокин, выступивший на сборе той и другой труппы первым, отметил, что из-за различных «юридических мелочей» этого не случилось, но «тем не менее это произойдет».

Владимир Панков, отвечая на вопрос о слиянии двух театров, привел формулу, характерную для русского самосознания: «Есть деревня одна, за речкой другая деревня. Мне кажется, ЦДР останется ЦДР, «Ленком» останется «Ленкомом». Их не надо сталкивать лбами… Одна деревня может прийти в гости в другую деревню. А вдруг они разрушатся, а вдруг получится свадьба. Там уже дети пойдут».

Планы на 99-й сезон для «Ленкома» и на 28-й сезон для Центра драматургии и режиссуры объявлялись поочередно, однако премьера Владимира Панкова в «Ленкоме» «Репетиция оркестра» 13–14 декабря соединит две труппы. Спектакль, поражающий своими масштабами (как сообщается в пресс-релизе, в постановке будут заняты 100 человек – 80 драматических артистов и 20 музыкантов симфонического оркестра), основан на одноименном фильме Федерико Феллини и творческой биографии Марка Захарова. А весной 2026 года состоится вторая премьера «Ленкома» – «Золотой теленок» по роману Ильфа и Петрова.

Предъюбилейный сезон в «Ленкоме» открыли спектаклем «Поминальная молитва». Поставленный в 1989 году Марком Захаровым и снятый с репертуара после смерти Евгения Леонова, он был восстановлен Александром Лазаревым в 2021 году. Театр возрождает проект «Задворки», когда-то придуманный Александром Абдуловым. Первое представление пройдет 13 октября, в день рождения Марка Захарова, и будет посвящен его памяти.

Открытие 28-го сезона Центра драматургии и режиссуры состоялось в день памяти его основателя Алексея Казанцева – в тот же вечер 5 сентября, премьерой «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова в постановке Фаины Колосковой. Спектакль объединяет опытных артистов и студентов кафедры саунд-драмы ГИТИСа.

На декабрь запланирована премьера Анны Трифоновой «Комедия про Арлекина, Пульчинеллу и Коломбину, сдающих экзамены, и про Стентерелло, помощника Дуремарова» по пьесе Джанни Родари. В спектакле также будут заняты студенты кафедры саунд-драмы ГИТИСа. Владимир Панков отметил, что ЦДР воспитывает собственное молодое поколение артистов.

Площадка ЦДР на Беговой в наступающем сезоне будет закрыта на ремонт.

Продолжит работу проект «ЦДР. Старт», позволяющий студенческим спектаклям существовать за пределами театральных институтов. В рамках проекта запланирована премьера «В Москву – разгонять тоску» по пьесе Николая Коляды Мастерской Владимира Грамматикова (ВГИК).

Премьера Лаборатории Клима «Театральная Касталия: Человек играющий – Волшебный Мир и Божественная Среда» ожидается в пространстве на Поварской. Кроме того, на Поварской с 29 сентября по 8 октября пройдет Международная творческая лаборатория «Акустическая читка» под руководством Владимира Панкова.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко провел пресс-конференцию по планам на будущий сезон накануне первой премьеры. Худрук балетной труппы театра уже 11 сентября представит балет «Королевы вариаций», на создание которого его вдохновили прима-балерины театра. Размышляя же об идее балета, Севагин сказал, что в этом спектакле ему хотелось представить на сцене образы балерин разных эпох. Как поясняет аннотация на сайте, в центре действия – четыре балерины, олицетворяющие собирательные образы разных эпох академической хореографии: балерина эпохи романтизма, балерина времени Петипа, неоклассическая балерина XX века и балерина наших дней. А название балету дал неофициальный титул Агриппины Вагановой, которую современники считали «королевой вариаций».

Другая балетная премьера этого сезона – «Анна Каренина». То ли в связи с грядущим 200-летием Толстого (будет отмечаться в 2028-м, но приказ о праздновании еще в прошлом году подписал президент), то ли в связи с непостижимостью образа главной героини, но «Анна Каренина», кажется, лидер по числу интерпретаций. В конце сентября, например, на сцене Электротеатра «Станиславский» покажет танц-драму «До поезда осталось» с Дарьей Павленко и Вячеславом Лантратовым. Севагин ставит свою интерпретацию на музыку Ильи Демуцкого, композитора, который написал два балета для Большого театра («Герой нашего времени» и «Нуреев»).

В опере планируется две премьеры, и обе – в противовес прошлому сезону, где была представлена западноевропейская музыка, – на музыку русских композиторов. Это «Орлеанская дева» Чайковского и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Выбор сочинения Шостаковича понятен – судьба одной из величайших оперных партитур ХХ века тесно связана с историей театра: здесь состоялась московская премьера оперы (в постановке Немировича-Данченко, основателя театра), здесь же спустя три десятка лет прошла премьера второй редакции.

«Орлеанская дева» Чайковского – масштабная опера о Жанне д’Арк, о роли личности в истории, о роли божественного провидения и о жертвенности, – возможно, призвана в метафорическом ключе отразить реалии сегодняшнего дня. К «Орлеанской» периодически подступаются театры – когда-то с этой партитурой дебютировал Туган Сохиев в качестве музыкального руководителя Большого театра, но в концертном исполнении, спектакль ставил Филипп Разенков в Уфе, Алексей Степанюк в Мариинском театре. Так что эту партитуру вполне можно считать редкостью, и новой постановкой театр отдает дань не слишком известной странице наследия Чайковского, тем более что известные давно в репертуаре значатся.

Ставит оба спектакля худрук оперы Александр Титель, чего в последние сезоны не случалось, как правило, работали над премьерами приглашенные режиссеры. Чайковского – с дирижером Кристианом Кнаппом, Шостаковича – с Федором Ледневым, и имя музыкального руководителя постановки вызывает интерес, поскольку Леднев особенно интересен в интерпретации музыки, написанной за последние 100 лет. Выходит, главный дирижер театра Феликс Коробов в этом сезоне остался без оперной премьеры.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко еще в августе анонсировал собственную молодежную программу, обещают, что ориентирована она будет на авторский режиссерский театр. Отметим попутно, что этот тип музыкального театра в последнее время в нашей стране находится в упадке – это общая боль всех театров. Может быть, внутри молодежной программы проклюнется новое имя и его обладателю даже дадут сцену. 


Читайте также


Театр Терезы Дуровой откроет 33-й сезон премьерой музыкального спектакля «Малахитовая шкатулка»

Театр Терезы Дуровой откроет 33-й сезон премьерой музыкального спектакля «Малахитовая шкатулка»

Иван Бережной

0
799
В Театре "Практика" отыскали "Барахло"

В Театре "Практика" отыскали "Барахло"

Елизавета Авдошина

Спектакль по впечатлениям от блошиного рынка открывает маленького человека наших дней

0
2992
Театр Наталии Сац вернулся в Большой зал

Театр Наталии Сац вернулся в Большой зал

Александр Матусевич

Министр культуры Ольга Любимова побывала на сборе труппы Детского музыкального театра и поздравила артистов с началом юбилейного сезона

0
3505
Отличный от других след кукольника

Отличный от других след кукольника

Елена Недошивина

Театральная крыса, марионетка Серафима и "живые" актеры

0
2967

Другие новости