0
2178
Газета Политика Интернет-версия

29.07.2011 00:00:00

Антон Иванов вступился за правозащитников

Тэги: нко, налоги, гранты


нко, налоги, гранты Антон Иванов не позволил обанкротить НКО.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера президиум Высшего арбитражного суда России (ВАС) решил вопрос о том, должны ли некоммерческие организации (НКО) платить налог на прибыль с пожертвований из-за рубежа. Соответствующие претензии Федеральной налоговой службы (ФНС) были признаны необоснованными. Правозащитники ранее долго доказывали в разных судебных инстанциях свою правоту. Они называли требования налоговиков абсурдными, поясняя, что их деятельность не направлена на получение прибыли.

Вчера президиум ВАС вынес официальное решение о том, что российские НКО не должны платить налог на прибыль с пожертвований, полученных из-за рубежа. Предыдущие процессы в других инстанциях закончились победой налоговиков.

Сейчас ситуация в стране в этом плане складывается по-разному. В одних регионах НКО обязаны платить налоги на прибыль с иностранных пожертвований. В других суды признают, что никакой прибыли у НКО по определению быть не может, так как все деньги идут на общественно полезные благотворительные цели, говорит адвокат Рамиль Ахметгалиев. Проблема в том, что налоговые органы принципиально и последовательно не желали признавать иностранные целевые пожертвования таковыми. Они уверены, что с этих денег некоммерческие организации обязаны были платить налог на прибыль. «Заставляя НКО платить прибыль с пожертвований, ФНС фактически приравнивала их к коммерческим организациям, – говорит в беседе с корреспондентом «НГ» председатель межрегиональной правозащитной ассоциации АГОРА Павел Чиков.

Общее правило Налогового кодекса заключается в том, что со всех доходов юридические лица должны платить налог. Из этого правила есть два исключения. Первое касается получения грантов от иностранной организации – но только если она находится в правительственном перечне. Второе относится ко всем пожертвованиям некоммерческим организациям. «Существенное урезание этого перечня было одним из первых поручений Владимира Путина на посту премьер-министра, – говорит Чиков. – Сейчас в списке 12 организаций. И налоговые органы указывали на то, что конкретные иностранные структуры, жертвующие миллионы рублей российским НКО, как раз в нем и не находятся».

Чиков отмечает, что удовлетворение претензий налоговиков составило бы наибольшую угрозу крупным НКО, до этого не возвращавшим 24% пожертвований в российский бюджет. По данным ассоциации АГОРА, эта проблема касается сотен некоммерческих организаций в России, получающих ежегодно более 1 млрд. руб. иностранных пожертвований. Если налоговики предъявят, к примеру, Московской Хельсинкской группе претензии на несколько миллионов долларов неуплаченных налогов, это ее просто разорит, замечает собеседник «НГ».

Правозащитники считают претензии налоговиков абсурдными, возмущаясь тем, что в последние несколько лет власти всеми средствами затрудняют работу НКО. По мнению главы московского отделения Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Валерия Борщева, если НКО и должны платить налоги, то только с зарплат своих сотрудников, но никак не с получаемых из-за рубежа грантов: «Около двух лет назад ФСИН получила огромный грант от Евросоюза на программу по реализации электронных браслетов. Тогда никто и не пикнул».

Напомним, Владимир Путин в годы президентства обвинял некоторых своих оппонентов из стана оппозиции в том, что те «шакалят» у иностранных посольств, рассчитывая на поддержку зарубежных фондов. Правозащитники тогда расценили эти слова Путина как намек на свою деятельность. «Трудно найти более прозрачную структуру, чем расходование грантов, за этим очень пристально следят как грантодатели, так и наши спецслужбы». Борщев сообщил «НГ», что в последние время Общественная наблюдательная комиссия, в которой он работает, испытывает серьезное давление со стороны некоторых правоохранительных органов. Только со ФСИН у ОНК хорошие отношения: «У нас есть специальный реабилитационный центр, который помогает сотрудникам этого ведомства, попавшим в сложное положение».

Руководитель проекта «Альтернативные ресурсы медиа» международной некоммерческой организации Internews в Армении Манана Асламазян видит в действиях ФНС политическую подоплеку. Напомним, российское отделение Internews было вынуждено прекратить работу после громкого скандала с нарушением ввоза средств из-за рубежа. «Если требование налоговиков как-то связано с опасением поддержки оппозиции зарубежными средствами, то российские законы и без того запрещают финансирование политической деятельности из-за рубежа. Но от него могли пострадать граждане России, которым помогают благотворительные и правозащитные организации», – убеждена Асламазян. Налоги на пожертвования, объясняет она, уже были уплачены в стране жертвователя, и дублирование их в России привело бы к двойному налогообложению: «Почему иностранный гражданин, который хочет помочь кому-то, часть своих личных денег должен отдавать в российский бюджет?»

По мнению лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, требование ФНС привело бы к отказу иностранных спонсоров передавать деньги в Россию: «С какой стати иностранные граждане должны вносить деньги в российский бюджет? Многие правозащитные организации могли просто исчезнуть!» В ФНС просьбу «НГ» о комментарии предложили направить в письменном виде. До конца рабочего дня ответа на нее так и не поступило.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1092
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1309
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1561
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1129

Другие новости