0
5738
Газета Политика Интернет-версия

17.06.2014 00:01:07

Совет Европы поработал за Валерия Зорькина

Тэги: правозащитники, нко, комитет, законодательство, конституционный суд, иностранный агент


правозащитники, нко, комитет, законодательство, конституционный суд, иностранный агент Валерий Зорькин так и не объяснил, что такое «политическая деятельность» НКО. Фото РИА Новости

Венецианская комиссия Совета Европы предложила России пересмотреть режим отдельной регистрации НКО как «иностранных агентов», занимающихся «политической деятельностью». Влиятельные международные эксперты советуют также уточнить в Уголовном кодексе РФ формулировки, касающиеся государственной измены и разглашения гостайны. Россия пытается опротестовать решение комиссии и дает ей две недели на «работу над ошибками». Как выяснила «НГ», заключение специалистов из Венеции повторяет их же отзыв на аналогичный российскому законопроект киргизских законодателей. И содержит, в частности, вывод о том, что закон об НКО наделяет некоммерческие организации неприемлемым правовым статусом.

Венецианские эксперты напоминают: правовой статус иностранного агента предполагает не только получение некоммерческой организацией зарубежного финансирования, но и участие в «политической деятельности». Комиссия уверена: этот оборот речи является «довольно широким и расплывчатым, а практика его толкования государственными органами была до сих пор достаточно разнообразной, что добавляет неопределенности относительно смысла этого термина», который комиссия находит «весьма спорным». На взгляд экспертов, «снова используется риторика, аналогичная той, которая применялась в коммунистический период»: «Термин клеймит НКО, порочит репутацию и серьезно сдерживает их деятельность». Поэтому комиссия рекомендует России вообще отказаться от упоминания «иностранных агентов».

Эксперты считают, что условия, на которых предоставляется статус иностранного агента, должны быть прописаны в законе. А правовые санкции должны применяться к НКО «только в случае серьезного правонарушения с их стороны».

Российские представители в Венецианской комиссии в долгу не остались. Вчера зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин сообщил, что РФ передала своим критикам «достаточно большой по объему комментарий» и потребовала в двухнедельный срок устранить «нестыковки и ляпы».

На просьбу «НГ» прокомментировать случившееся члены Венецианской комиссии от России – директор Института законодательства при правительстве Талия Хабриева и ее заместитель Владимир Лафитский – не откликнулись. Телефонную трубку в институте бросали, едва услышав слова «Независимая газета». Официальный письменный запрос тоже остался без ответа.

Заметим: по сути дела, Венецианская комиссия проделала ту работу, которую должен был исполнить Конституционный суд РФ, куда ранее обращались с иском ряд общественных организаций и тогдашний уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Они просили признать неконституционным все законодательство об НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Экспертное сообщество ожидало, что глава КС Валерий Зорькин разъяснит, что такое «политическая деятельность» применительно к НКО. Однако 8 апреля КС увернулся от четкого ответа и в своем постановлении лишь выдавил, что «фраза «иностранный агент» не несет негативного оттенка». Эксперты в один голос заявили, что это неправильно – и с точки зрения русского языка, и с точки зрения отечественной истории. За рубежом, как известно, этот термин имеет нейтральный смысл. У нас – негативно окрашенный, говорили критики, недовольные решением КС.

Особое их возмущение вызвало то, что смысла «политической деятельности» Конституционный суд так и не разъяснил. Хотя сенатор Алексей Александров, которого в свое время на публичных слушаниях засыпали вопросами на эту тему, отсылал вопрошавших именно в КС. Мол, пусть Валерий Зорькин потребует от законодателей разъяснений…

Как выяснила «НГ», нынешнее решение Венецианской комиссии стало копией документа, принятого ранее ею же в отношении аналогичного киргизского законопроекта. Киргизские правозащитники отправили проект в Венецианскую комиссию, которая дала развернутый ответ. Который, как рассказал «НГ» информированный источник, знакомый с обоими текстами, «слово в слово повторяет прежнее, предъявленное полгода назад, заключение на киргизский законопроект об «иностранных агентах».

Кстати, на апрельском заседании КС профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский зачитывал отзыв Венецианской комиссии на законопроект киргизских парламентариев. И предупреждал, что российский документ тоже станет предметом пристального внимания европейцев. К заявлениям депутата Вяткина Шаблинский не относится серьезно. Он полагает, что Россия вряд ли будет считаться с заключением Венецианской комиссии, хотя формально РФ как член Совета Европы (СЕ) обязана учитывать мнение этого органа.

Депутат Вяткин вчера особенно возмущался тем, что Венецианская комиссия присовокупила к отчету свое мнение о российском законодательстве, касающемся госизмены и гостайны. Проблемы НКО и гостайны никак не связаны, уверяет Вяткин. Это не так, считает Шаблинский – терминология антишпионского закона тоже страдает неопределенностью, дающей возможность, как и в случае с НКО, привлечь к ответственности невиновных: «В Законе «О государственной измене» есть статья 275, куда с 2012 года введена формулировка, согласно которой государственной изменой считается консультационная деятельность, оказанная международной организацией. А дальше написано: «деятельность, которая враждебна РФ». Это абсолютно размытая формулировка. Например, вы оказали консультационную помощь, рассказали коллеге о своей новой книге на международном семинаре. Предоставили свой доклад – предположим, о нарушениях свободы слова – для сборника международной организации. Это все консультационная помощь. И вы оказываетесь в зоне риска». Объединение в одном ответе Венецианской комиссии двух российских законов с непозволительно размытыми формулировками абсолютно логично, уверен Шаблинский.

Сергей Нарышкин считает Венецианскую комиссию авторитетным экспертным органом Совета Европы.	Фото  РИА Новости
Сергей Нарышкин считает Венецианскую комиссию
авторитетным экспертным органом Совета Европы.
Фото РИА Новости

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сомневается, что российские чиновники последуют рекомендациям Венецианской комиссии: «Этот орган взывает к совести наших политиков. И они ее за это не любят». Политическая деятельность, напоминает Алексеева, подразумевает стремление к власти: «Это главное отличие политических партий от общественных организаций. Но в России под это определение попадает даже попытка повлиять на политику какой-либо властной структуры». Алексеева привела пример – сегодня Минюст по Костромской области обязал признать правозащитную организацию «Центр гражданских инициатив» «иностранным агентом». Поводом стала проведенная этой НКО дискуссия по Кодексу ЖКХ. «Чиновники расценили это как давление на них, и теперь организация вынуждена закрыться», – говорит Алексеева.

Заметим, что Россия обратилась в Венецианскую комиссию по вопросу о легитимности решений Верховной Рады Украины. Об этом сообщил спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин на первом заседании рабочей группы при председателе Госдумы по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых в Украине нормативных правовых актов.

Заметим, что Венецианская комиссия является весьма авторитетным органом. В начале марта, напомним, Россия обратилась туда по вопросу о легитимности решений Верховной Рады Украины. Об этом сообщил  Сергей Нарышкин на первом заседании рабочей группы при председателе нижней палаты по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых в Украине нормативных правовых актов. У Нарышкина и Вяткина, похоже, разное отношение к работе венецианских экспертов.

Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) является независимым консультативным органом Совета Европы, созданным в 1990 году. Количество членов ВК – 59, ассоциированных членов – один, наблюдателей – семь, из них с особым статусом – два. Российская Федерация вошла в состав Венецианской комиссии в 2001 году. Венецианская комиссия рассматривает национальное действующее законодательство и законопроекты как членов комиссии, так и стран, не являющихся ее участниками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
696
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
718
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
965
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
687

Другие новости