0
1532
Газета Регионы России Печатная версия

22.09.2003

Юбилей отгремел, памятники остались

Тэги: петербург, памятники, юбилей, подарки


петербург, памятники, юбилей, подарки В лице Остапа Бендера улавливаются черты как Юрского, так и Миронова.
Фото автора

Северная столица последние годы жила в ожидании нашествия монументов. Полагали, что именно памятник станет самым популярным даром к 300-летнему юбилею града Петра. Но как быть, если город насыщен памятниками? От дара отказываться нельзя, и в то же время выставлять монументальные произведения просто негде. Главный художник Санкт-Петербурга Иван Уралов даже собирался обратиться с письмом к различным представительствам, консульствам, организациям, которые хотят сделать подарок Петербургу, - не создавать сложности себе и городу и рассмотреть другие формы признания в любви, подарить что-то небольшое, но полезное. Однако никакого нашествия монументов не случилось.

Петербуржцы возмущались тем, что некоторые подаренные монументы никак не были связаны с городом на Неве. И действительно, какое отношение к Северной столице имеет, к примеру, памятник франко-канадскому поэту Эмилю Неллигану? Заместитель директора по науке Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова рассказала корреспонденту "НГ", что Санкт-Петербург и канадский Квебек - северные портовые города, входящие в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, в прошлом году они официально стали городами-побратимами. В честь "братания" Северная столица подарила Квебеку бюст Пушкина. Великий поэт там никогда не бывал. Если заглянуть в "Словарь языка Пушкина", где перечислены все 21 тысяча употребленных им слов, то лишь однажды Пушкин упомянул прилагательное, касающееся Канады, - "канадский олень". Что не может быть поводом для установления памятника.

Квебек, "поселив" у себя Александра Сергеевича, сделал обратный дар - отправил в город на Неве своего великого поэта. Надежда Ефремова считает, что для бюста нашли подходящее место - двор Университета культуры и искусств, где широко и разнообразно изучается мировая культура. Памятник создал российский скульптор Григорий Потоцкий. На монументе в качестве надписи - строка из стихотворения Неллигана "Зимний вечер": "Что такое краткий миг жизни по сравнению с бесконечной пустотой, что я знаю?"

Больше отношения к Северной столице имеет скульптурная композиция, посвященная Низами - гению азербайджанской и мировой литературы XII века. Ее установили в одном из престижных районов города на Неве - в сквере Каменноостровского проспекта. Чтобы подойти к памятнику, нужно пройти через сад с решетками, фонарями и скамьями, оформленными в духе средневековой восточной архитектуры. В этом же стиле исполнена и фигура поэта, сидящего на скамье под аркой. Образ автора поэм "Сокровищница тайн", "Лейла и Меджнун", "Семь красавиц" создал выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной азербайджанский скульптор Геруш Бабаев. Отливка из бронзы выполнена в городе Баку. Автором проекта постамента для скульптуры стал петербургский архитектор Феликс Романовский.

Памятник Низами открывали президент РФ Владимир Путин и президент Азербайджана Гейдар Алиев. Глава Российского государства, процитировав поэта-философа - "Слово, сказанное от сердца, попадает прямо в сердце", сказал: "Все, что мы делаем сегодня, тоже идет от нашего сердца, и мы хотим, чтобы это достигло сердца азербайджанского народа".

Прошло немного времени, и пятиметровую бронзовую скульптуру Низами облили белой краской. В чем же провинился поэт-мыслитель XII столетия? В поэмах Низами с большим вниманием описаны подробности национального характера русских, армян, китайцев, индусов, аланов и еще более десятка различных народов. Но ни один из них не представлен в качестве народа-злодея. Низами не является "чужим" для Северной столицы. В городе на Неве хранится уникальная рукопись с произведениями Низами. А в тяжелые дни блокады в октябре 1941 года осажденный Ленинград отмечал 800-летие поэта. Тогда в Институте востоковедения Академии наук СССР академиком Игнатием Крачковским было организовано заседание, посвященное творчеству Низами, а в Государственном Эрмитаже прошла научная конференция. Многие докладчики, в том числе поэт Николай Тихонов и профессор Эрмитажа Михаил Дьяконов, были откомандированы на эту конференцию с фронта.

- Я лично против вандалов бессилен, да и борьба с ними - не задача художников и архитекторов, пусть даже и "главных", - сказал корреспонденту "НГ" Иван Уралов. - Думаю, надо принять закон о благоустройстве Петербурга, в котором были бы предусмотрены карательные меры, штрафы за нарушение общественного благоустройства, к чему относятся и памятники. Приходится констатировать, что последние 10 лет упущены, наверное, начисто в сфере воспитания - а это целое поколение. У многих людей возникло ощущение безответственности и вседозволенности. Осквернение памятника Низами я не могу отнести к нелюбви к Азербайджану. Той же краской залили памятник Глинке, Есенину, постамент Александровской колонны, памятник жертвам политических репрессий. Просто есть часть общества, которая не может видеть чистого камня, чистой стены. Это какая-то необъяснимая тяга к тому, чтобы что-то испоганить.

┘В 1952 году на карте Ленинграда появился переулок Джамбула взамен Лештукова переулка. В годы блокады великий казахский акын прислал жителям города на Неве стихотворение "Ленинградцы, дети мои", которое было опубликовано в газетах, издано отдельной листовкой и расклеено на улицах. Там есть такие строки: "Предстоят большие бои, но не будет врагам житья! Спать не в силах сегодня я... Пусть подмогой будут, друзья, песни вам на рассвете мои. Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя".

Два года назад по предложению Городской топономической комиссии переулку Джамбула возвратили первоначальное название - Лештуков переулок. (Фамилия Лештуков образовалась от французского Лесток, который был лейб-медиком, хирургом.) Но не успели заменить на домах таблички, как вышло распоряжение тогдашнего губернатора Владимира Яковлева о переименовании Лештукова переулка вновь в переулок Джамбула. Решение градоначальника с удовлетворением восприняли в парламенте Казахстана. От имени казахского народа поступила благодарность в адрес Смольного за сохранение переулка Джамбула.

А в канун юбилея президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился с предложением поставить памятник Джамбулу на одноименной улице в городе на Неве. Назарбаев напомнил, что во время Великой Отечественной войны много представителей культурной интеллигенции города на Неве были эвакуированы в разные города Казахстана, жили, создавали шедевры в области кинематографии, литературы. А здесь, на ленинградской земле, многие казахстанцы положили свои головы за оборону и освобождение города. Предложение приняли. Российский архитектор Феликс Романовский, скульптор Валентин Свешников при участии казахского скульптора Бахыта Абишева создали 4-метровый монумент акына с домброй в руках. У подножия выгравированы строки из знаменитой поэмы Джамбула "Ленинградцы, дети мои".

Российские греки подарили Санкт-Петербургу памятник первому правителю современного греческого государства Иоаннису Каподистрии. Автор - московский скульптор Вячеслав Клыков. На памятнике, который установили на Греческом проспекте, выведены слова: "Патриоту Греции и России". Каподистрия родился в 1776 году на острове Корфу. Получил медицинское образование в Италии, работал главным врачом русского военного госпиталя на острове. В 1809 году по приглашению Александра I переехал в Россию, где работал в дипломатическом ведомстве. Довольно быстро продвигался вверх по карьерной лестнице. Спустя три года стал секретарем посольства в Вене, затем занимал пост управляющего дипломатической канцелярией Дунайской армии, был посланником в Швейцарии, участвовал в составлении первой швейцарской Конституции. Получил звание статс-секретаря по иностранным делам. С 1816 года, управляя Министерством иностранных дел вместе с Нессельроде, граф ведал отношениями России со странами Востока. Каподистрия основной задачей внешней политики России считал отторжение у Турции европейских владений и создание на Балканах христианских государств под протекторатом России.

В память об архитекторе Доменико Трезини, внесшем огромный вклад в создание архитектурного облика Санкт-Петербурга, Швейцария подарила городу на Неве монумент "Рука творца", созданный скульптором Нага Арнолди. Монумент выполнен в авангардном стиле, представляет собой установленную на постаменте бронзовую руку высотой 3,4 метра и весит 1400 кг. Скульптура встала на территории Александро-Невской лавры, которая строилась как раз по проекту Трезини.

Италия подарила городу-юбиляру бюсты четырех замечательных архитекторов, которые строили Северную Пальмиру на протяжении XVIII-XIX веков. Это Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги и Бартоломео Расстрелли. Скульптор Владимир Горевой, архитектор Владимир Попов. Бюсты обрели постоянное место жительства на Манежной площади - самом "итальянском" месте Санкт-Петербурга. Здесь в XVIII веке были разбиты регулярные Итальянские сады, существовал павильон "Панорама Палермо", уступивший затем место деревянному цирку Чинизелли, в нынешнем Малом оперном театре долгое время выступала итальянская оперная труппа.

Памятника царю-освободителю Александру II не было не только в городе на Неве, но и во всей России. Но было известно, что статуя Александра II находится на Украине. Она была выполнена русским скульптором Марком Антокольским и установлена на одной из площадей Киева. Затем по решению большевистских властей памятник демонтировали и в 1923 году установили во дворе Киевского музея русского искусства.

Еще экс-мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак просил передать памятник Александру II городу на Неве, а взамен обещал поставить в Северной столице памятник Тарасу Шевченко. И действительно, в Ординарном сквере у станции метро "Петроградская" установили трехметровый бронзовый монумент великого кобзаря. Автор памятника канадский скульптор украинского происхождения Лео Мол (Леонид Моложанин).

А вопрос передачи памятника Александру II затягивался. Процессу мешали сложности технического характера - скульптура находится в реестре национально-культурных ценностей Украины. Решили сделать точную копию оригинала. Бронзовую фигуру гордого, уверенного в себе освободителя крестьян от крепостного права, а южных славян - от османского ига царя установили перед бывшей Академией генерального штаба (ныне факультет Военного университета связи). На открытии присутствовал правнук Александра II светлейший князь Георг Юрьевский - потомок Александра II от его морганатического брака с княгиней Екатериной Долгоруковой. Ему сорок лет, живет в Швейцарии, как специалист занимается созданием банковских компьютерных программ. Правнук поинтересовался: "Какая связь между памятником моему прадеду и местом, где он установлен?" Когда сообщили о заслугах Александра II в области военного реформирования, светлейший князь согласился, что выбор данного места логичен.

На территории государственного комплекса "Дворец конгрессов", известного как Константиновский дворец, открылась скульптурная композиция "Царская прогулка". Автор - Михаил Шемякин. Композиция, установленная на берегу Финского залива, состоит из пяти скульптурных фигур - Петра I, Екатерины I, двух борзых, карлика и трона. С предложением создать "Царскую прогулку" к Шемякину обратился управделами президента Владимир Кожин. "Это мое первое скульптурное изображение Екатерины, которая раньше в бронзе представлена не была, - признался художник. - Пришлось поискать ее изображение по архивам, чтобы добиться полного портретного сходства". Отливали памятник в США. Стоимость памятника составляет один миллион долларов.

Во "Дворце конгрессов" появилась конная статуя Петра Первого. Оригинал этого памятника был установлен в Риге в 1910 году в честь 200-летия присоединения Лифляндии к России. Автор - скульптор Густав Шмидт-Кассель. Спустя 5 лет памятник демонтировали, потому что бронза во время Первой мировой войны являлась товаром стратегического значения. Повезли на пароходе пятиметровую статую в Петроград, чтобы отливать пушки. Но у эстонского побережья судно было потоплено немецкой подлодкой. В 1934 году памятник подняли эстонские водолазы. Тогдашние власти Риги выкупили его у эстонцев и после реставрации собирались установить в Виестурдарзсе. Но помешали очередные войны. Более 60 лет статуя пролежала на одном из рижских складов, пока местный предприниматель Евгений Гомберг в конце 90-х годов не решил реставрировать памятник на собственные деньги. Потратил около 40 тысяч долларов.

Накануне 800-летия Риги, которое праздновалось в 2001 году, мэрия латвийской столицы дала согласие на его установку в городском парке, где Петр I простоял всего несколько дней. Националисты потребовали убрать его, заявив, что нельзя ставить памятник человеку, который является "первым русским оккупантом", присоединившим территорию нынешней Латвии к России в 1710 году. И тогда восстановленный монумент радикалы попытались "сплавить" в Санкт-Петербург в связи с предстоящим его 300-летием. В феврале 2001 года рижская Дума предложила вернуть статую Петербургу. Но дипломатические переговоры результата не дали. Тогда решили отлить точную копию конной статуи основателя Северной Пальмиры.

Международный фестиваль сатиры и юмора подарил Северной столице скульптуру Остапа Бендера, которую установили в центре города на Итальянской улице. Автор работы Альберт Чаркин. Скульптор запечатлел тов. Бендера вместе с двумя его великими и несбывшимися комбинациями - стулом работы мастера Гамбса и папкой с делом миллионера Корейко. Кто послужил прототипом - держится в тайне. Однако в лице сына турецко-подданного можно уловить черты как Юрского, так и Миронова. Как заметил на церемонии открытия артист Александр Ширвиндт, "в нашей стране принято ставить памятники жуликам. И эту традицию ломать нельзя!"

Въедливые читатели Ильфа и Петрова ворчали: мол, Остап родился в Одессе, при чем здесь Петербург? Очень даже "при чем". Во-первых, сын турецко-подданного впервые появился в романе, направляясь в Старгород с северо-запада. Во-вторых, как-то Паниковский назвал его невским франтом. В-третьих, Остап какое-то время жил в Питере. В романе есть такие строки: "Посреди Старопанской площади стоял бюстик поэту Жуковскому, на цоколе которого были выбиты слова: "Поэзия есть бог в святых мечтах земли"". Такой памятник до сих пор стоит у Адмиралтейства.

- Памятники требуют соответствующего ухода, и это немалая нагрузка на бюджет города, - сказала Надежда Ефремова. - Территорию вокруг памятника надо содержать в надлежащем виде: должны быть посажены цветы, пострижен газон. Ежедневно надо убирать мусор вокруг монумента, зимой необходимо очищать от снега, чтобы надписи можно было прочитать. Когда обливают той же краской или оставляют надписи типа "Здесь был Вася", выполняется так называемая аварийная реставрация. И это все стоит немалых денег. А в бюджет города на 2004 год забыли включить статьи по уходу за памятниками, подаренными к 300-летию.

Весь 2003 год считается для Петербурга юбилейным, и подарки продолжают поступать.

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Навальный отделился от Ходорковского и "Яблока"

Навальный отделился от Ходорковского и "Яблока"

Дарья Гармоненко

Несистемная оппозиция пойдет на муниципальные выборы в Петербурге тремя потоками

0
1603
Апостол русской музыки

Апостол русской музыки

Георгий Ковалевский

О московском фестивале имени Евгения Светланова

0
517
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
832
65–75–85: галопом по поэту

65–75–85: галопом по поэту

Юрий Кувалдин

К юбилею Александра Тимофеевского

0
1215

Другие новости

Загрузка...
24smi.org