24.03.2004 00:00:00

Недоделанная жизнь

Тэги: стволовые клетки, эксперименты, сперма, клонирование

стволовые клетки, эксперименты, сперма, клонирование Пока ученые спорят об этичности клонирования человека, представители секты раэлитов заявляют, что они способом клонирования получили уже третьего младенца.

Сообщения о манипуляциях со стволовыми клетками (СК) стали своеобразными хитами современной молекулярной биологии. Напомним, что СК – это своеобразные незрелые клетки организма, способные давать начало любой ткани и органу. Есть от чего вздрогнуть (или содрогнуться)! Если сконструировать целиком искусственную живую клетку еще не удается, то из уже имеющихся клеток ученые научились «лепить» практически все, что угодно. Американские ученые, например, додумались до того, как получить сперму из стволовых клеток организма, сообщает агентство Би-би-си.

В лабораторных условиях исследователи выделили стволовые клетки эмбриона мыши, из которых им удалось извлечь так называемые зародышевые клетки. Именно они и стали основой для получения спермы. Собственно, полученные учеными клетки нельзя назвать полноценными сперматозоидами. Скорее, это их лишенные хвоста прародители. Но и «купированные» сперматозоиды успешно смогли выполнить свою главную и единственную функцию – с их помощью удалось оплодотворить яйцеклетку мыши.

Польза для народа от этих «недоделанных головастиков» тоже очевидна. Ведь до сих пор, например, для многих бесплодных семей единственной возможностью завести ребенка было и остается использование донорской спермы. Теперь же в принципе можно использовать собственную сперму, полученную из клеток организма мужчины. Пока, правда, все это – в теории.

«Серьезный разговор и оценки возможны в отношении научных работ, опубликованных в солидных научных журналах, – прокомментировал по нашей просьбе эти сообщения профессор, член-корреспондент Российской академии медицинских наук Вадим Репин. – Наука начинается с верифицированных, тщательно проверенных данных. Ясно, что клонирование – это не лечение человека по страховому полису. Это – невиданный ранее сервис медицинских услуг. Информация в области научных хитов должна быть предельно строгой, чтобы в первую очередь не нанести вред репутации самой науки. Во-вторых, псевдоинформацией и полузнаниями первыми пользуются шарлатаны, которые могут нанести серьезный вред части доверчивого населения».

Как бы там ни было, но проворные южные корейцы пошли еще дальше своих североамериканских коллег. Ученые из Сеульского университета впервые в мире успешно клонировали эмбрион человека. Цель – совершенно прагматическая: «разобрать» этот зародыш на составные части. Стволовые клетки зародыша корейцы намерены использовать для лечения диабета, болезни Паркинсона и других тяжелых недугов. Оно и понятно: клетки, клонированные из вашего собственного организма, по определению не могут вызывать реакцию отторжения при их пересадке пациенту. До сих пор попытки клонирования человеческих зародышей терпели неудачи.

«Под клонированием понимают повторную репродукцию человека из одной клетки, – поясняет профессор Репин. – Для этого ядро (геном) клетки уже жившего человека переносят в цитоплазму яйцеклетки человека или коровы. Предварительно собственное ядро яйцеклетки удаляют. Такая клетка-гибрид в части случаев не погибает, а начинает превращаться в многоклеточный зародыш. Успешное развитие происходит, если два метра двойной спирали ДНК соматической клетки под влиянием белков цитоплазмы яйцеклетки правильно переупаковываются (репрограммируются). Такие клетки могут превратиться в 600-клеточный зародыш. В другом варианте – в чашке Петри эти незрелые клетки могут долго неорганизованно размножаться. После остановки клеточных делений они превращаются в нейроны, клетки сердца, печени или скелетной мышцы, не формируя органы. Первый путь – лабораторного превращения одной клетки в зародыш – называют репродукционным клонированием. Второй путь – превращения незрелых клеток в зрелые клетки органов – называют терапевтическим клонированием, потому что эти клетки используются для лечения заболеваний человека».

Однако, по мнению нашего собеседника, только детальное изучение процесса может дать гарантированный конечный результат. «Хотя история науки, как и спорта, также пишется рекордами первопроходцев», – подчеркивает Вадим Репин.

Между тем едва ли не более серьезное препятствие, чем сугубо научные проблемы, для распространения технологий клонирования представляют проблемы этические. «Самое узкое место – регламентация использования стволовых клеток в медицинской практике», – считает вице-президент РАМН Николай Бочков.

– В Минздраве до сих пор нет ни одного регламентирующего документа. Сейчас уже во многих институтах на полузаконном основании – с разрешения ученого совета, этического комитета института – начинают использовать стволовые клетки для терапевтических целей».

Вопрос о клонировании будет включен в предварительную повестку дня 59-й сессии Генеральной ассамблеи ООН как международная конвенция по клонированию людей без упоминания терапевтического клонирования. Авторы резолюции добиваются того, чтобы Генассамблея торжественно заявила, что «до принятия международной конвенции против клонирования человека государства – члены ООН не будут разрешать никакие исследования, эксперименты, разработку или применение на их территории каких-либо методов, направленных на клонирование человека».

«Правила игры должны устанавливаться до того, как эта технология будет применена к человеку, – подчеркивает академик РАМН Владимир Ярыгин. – Франция и ФРГ, например, предлагают запретить репродуктивное клонирование. США, Испания, Коста-Рика выступают за полный запрет клонирования. В Англии разрешено создание эмбрионов человека, но срок существования этого эмбриона должен ограничиваться 14 сутками. Представители Британии заявляют о необходимости всемерно поощрять клонирование в терапевтических целях».

Англичан понять можно. Терапевтическое клонирование – это создание эмбриона только для того, чтобы получить из него линию клеток или даже только одну клетку. Но с какого момента эмбрион человека надо воспринимать как личность, а не как группу клеток? «Велико искушение провести процесс клонирования человека до конца, – подчеркивает академик Ярыгин. – Отличить «клоненка» от нормально рожденного очень трудно: на заключительных стадиях его тоже вынашивает нормальная женщина. Следовательно, можно предположить эксплуатацию женщин на коммерческой основе с целью получения яйцеклетки. Отсюда, например, и возражения латиноамериканских стран».

Но, с другой стороны, только в США в листе ожидания на пересадку печени – 15 тыс. человек, а реальные возможности классической пересадки – не более 5 тыс. Этично ли обрекать людей на гибель, если их можно спасти пересадкой клонированных стволовых клеток? Сегодня, кстати, линии СК можно получить, например, из волосяной луковицы или даже – из гнилого зуба.

Буквально на прошлой неделе стало известно, что Сенат парламента Канады одобрил законопроект, запрещающий клонирование человека. Новый законодательный акт разрешает проведение исследовательских работ со стволовыми клетками, хотя и налагает запрет на целенаправленное производство человеческих эмбрионов для научных целей. По оценкам наблюдателей, данный закон является своего рода компромиссом между противниками и сторонниками работ по клонированию человека.

«Пока вся наука клонирования новых организмов остается на стадии проб и ошибок, – подчеркивает Вадим Репин. – Нет безошибочной высокопроизводительной технологии репрограммирования генома даже для первых шагов эмбриогенеза (до 600-й клеточной стадии). В СМИ попадают данные лишь о редких успехах. При этом не упоминается число неудачных экспериментов, когда развитие зародышей не состоялось или спонтанно прерывалось из-за аномалий развития. Более того, за последние годы все большее число исследователей склоняется к мысли, что нынешнее десятилетие должно быть посвящено одной проблеме – надежного репрограммирования генома на стадии одной клетки».