0
7108
Газета Наука Печатная версия

23.07.2008

Летающий поселок городского типа

Тэги: маи, модель, дирижабль, летательный аппарат

Краткая история дирижаблестроения 1852 г., 24 сентября – первый полет дирижабля (конструкции А. Жиффара); 1880-е гг. – первый технически обоснованный проект огромного, даже по сегодняшним меркам, грузового дирижабля был предложен русским ученым Константином Циолковским; объем – до 500 тыс. куб. м, жесткая конструкция с металлической обшивкой; 1899 г., 13 ноября – французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате облетел со скоростью чуть более 20 км/час Эйфелеву башню; 1900 г. – первый пробный полет дирижабля конструкции Ф.Цеппелина, или просто цеппелина; 1923 г. – в СССР был построен первый дирижабль. Позднее была создана специальная организация "Дирижабльстрой", которая в 1927–1937 годах построила и сдала в эксплуатацию несколько крупных дирижаблей: "СССР-В-1"–"СССР-В-6"; 1924 г., октябрь – первый трансатлантический полет немецкого дирижабля ZR-3. 1928 г., октябрь – первый трансатлантический тренировочный полет самого известного из дирижаблей "Граф Цеппелин" (LZ-127). Его габариты и технические характеристики: длина около 250 м, высота более 30 м, объем 105 тыс. куб. м, мощность моторов 3600 л.с., грузоподъемность 23 т, крейсерская скорость 125 км/час. 1929 г. – дирижабль "Граф Цеппелин" осуществил кругосветный полет с тремя промежуточными посадками. За 20 суток он преодолел более 34 тыс. км со средней скоростью 115 км/час. 1931 г. – полет LZ-127 на Северный полюс. 1937 г. – советский дирижабль "СССР-В-6" установил мировой рекорд продолжительности полета. Он провел в полете 130 часов 27 минут. 1937 г., 6 мая – потерпел катастрофу дирижабль "Гинденбург".

маи, модель, дирижабль, летательный аппарат Один из самых больших для своего времени дирижаблей – дирижабль "Цеппелин" в небе над Берлином. Возможно, скоро он покажется детской игрушкой по сравнению с современными конструкциями.
Источник: почтовая открытка, 1930 год

Еще в середине 70-х годов прошлого века под руководством члена-корреспондента АН СССР, заместителя генерального конструктора Андрея Туполева Сергея Егера в СССР начали строить дирижабль, который был похож на сплющенный бублик – летающее кольцо. От четырех до шести турбовинтовых двигателя, грузоподъемность 150 тонн – все это должно было обеспечить решение главной задачи, под которую проектировался этот гигант: перевозка никеля из Норильска. Проект был доведен до высокой степени готовности, однако в силу разных обстоятельств так и не был реализован. Но идея, как оказалось, не умерла┘

Как стало известно корреспонденту «НГ», в Авиамодельном спортивном клубе Московского авиационного института (АСК МАИ) завершены работы по созданию модели грандиозного аэростатического летательного аппарата – «Локомосканера». О некоторых параметрах этого летательного аппарата нам сообщил Александр Багдатьев, руководитель пресс-службы Федерации авиамодельного спорта России.

По словам Багдатьева, «основной проект предусматривает создание уникального аппарата большой грузоподъемности, который будет представлять из себя «дирижабль» дисковой формы. Максимальные характеристики подобных аппаратов, заложенные в проекте: диаметр – 250 метров, высота около 100 метров, грузоподъемность около 1500 тонн при скорости до 300 километров в час. Круглосуточный полет огромного аэростата должен обеспечить экипаж из 30 человек, работающий в три смены. Планируется, что полетом «Локомосканера» будут одновременно управлять два пилота. Максимальная дальность полета, – 5000 километров».

Как подчеркнул Александр Багдатьев, необычный летательный аппарат разрабатывается по заказу группы компаний «Метапроцесс», «занимающейся проектированием и внедрением газохимических технологий для получения метанола и синтетической нефти из природного, в том числе попутного, газа».

«Это очень перспективный проект, который обладает уникальными характеристиками и сочетает в себе интересные возможности самолета, вертолета и аэростата», – отмечает заместитель главного конструктора проекта «Локомосканер» Орфей Козлов.

Впрочем, хотя разработчики подчеркивают оригинальность этой разработки (ведь «Локомосканер» по большому счету отличается и от дирижабля, и от вертолета, и от самолета), идея такого летательного аппарата, что называется, носится в воздухе.

Так, в 2005 году Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило о начале разработки программы строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля. Проект получил название Walrus («Морж»). Тактико-технические данные этого монстра воздухоплавания впечатляют и сопоставимы с проектом «Локомосканер»: грузоподъемность от 500 до 1000 тонн, дальность действия более 22 тыс. км, время пребывания в полете не менее недели. Для сравнения: самый большой дирижабль в мире – американский «Акрон», летавший в 30-е годы прошлого века – имел объем 184 тыс. кубометров, нес на борту 5–7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки.

Тогда же промелькнула информация, что еще одна американская компания JP Aerospace по заказу Пентагона разрабатывает совсем уж нечто трудновообразимое. Даже название проекта отсылает нас к какому-то роману в жанре фэнтези – Dark Sky Station. Длина дирижабля – не поверите! – 1,8 км. Высота полета от 30 до 42 км. Для связи с базовой станцией на Земле предусматривается специальный дирижабль-челнок.

Важно подчеркнуть, что во всех перечисленных выше проектах речь идет об аппаратах тяжелее воздуха, а не о классических дирижаблях. То есть подъемную силу будет создавать не только наполненный газом баллон, но и сама аэродинамика этих летательных аппаратов. Как утверждают эксперты, сплющенный бублик, или профиль летающей тарелки, – очень эффективная конструкция с точки зрения аэродинамики. Фактически это не что иное, как летающее крыло.

Так что разработки АСК МАИ – это самый что ни на есть мейнстрим в современном дирижаблестроении. Сотрудники АСК МАИ уже испытали действующую модель «Локомосканера» диаметром 1,7 м. Снабженная четырьмя электрическими двигателями, она показала возможность совершать полет по прямой, делать развороты, самостабилизироваться при порывах ветра. «Планируется, что в дальнейшем будет изготовлена модель, снабженная дополнительно маршевыми двигателями, – пояснил Александр Багдатьев. – В ходе летных испытаний, проведенных в МАИ, модель успешно продемонстрировала все свои возможности, в том числе совершила тестовые маневры и передала телевизионный сигнал с бортовой камеры на наземные мониторы».


Так, будет выглядеть «Локомосканер», если, конечно, найдутся заказчики на его постройку.
Фото предоставлено пресс-службой Федерации авиамодельного спорта России

Для отработки основных решений на этапе моделирования к проекту были привлечены Игорь Трифонов и Александр Волковой. Оба – хорошо известны в авиамодельных кругах. Игорь Трифонов – заслуженный мастер спорта, двукратный и действующий чемпион мира в классе моделей «Воздушный бой». Александр Волковой – вице-президент АСК МАИ, много лет отдавший работе в большой авиации. Оба конструктора – выпускники МАИ.

На втором этапе, к 2010 году, планируется создать прототип диаметром 40–50 м и грузоподъемностью до одной тонны. Понятно, что дальнейшая судьба проекта будет зависеть от количества заказчиков и серьезности их намерений. Впрочем, разработчики полагают, что больших аппаратов такого типа не потребуется особенно много – 5–6 аппаратов грузоподъемностью около 600 тонн закроют все потребности, возникающие сегодня при освоении Сибири и Дальнего Востока.

Но создание даже такого ограниченного парка «Локомосканеров» потребует проведения очень серьезных научно-исследовательские и опытно-конструкторские работ. Вот для сравнения некоторые данные, которые помогут оценить масштаб затрат. Как сообщалось в официальном пресс-релизе DARPA, подрядчики создания летающего «Моржа», корпорации Lockheed Martin Corp. и Aeros Aeronautical Systems Corp., планировали потратить на разработки около 3 и 3,3 млн. долл. соответственно.

По словам разработчиков из АСК МАИ, кроме нефтегазовых концернов, которые намерены с помощью «Локомосканера» перевозить буровые комплексы и продукты своего производства, большой интерес проявили Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерство обороны РФ и некая французская компания, занимающаяся запуском спутников.

«МЧС полагает, что этот аэростат будет полезен при тушении лесных пожаров, военные заинтересованы в нем как в экономичном разведчике, – рассказывает Орфей Козлов. – Что касается французской аэрокосмической компании, то она заинтересована в удешевлении процесса доставки своих спутников к месту старта. Сейчас нет ни одного транспортного средства, куда их спутники могли бы поместиться целиком, поэтому приходится доставлять их к стартовому комплексу в разобранном виде. Словом, возможностей и перспектив у данного проекта множество».

Весь вопрос в том, трансформируется ли этот интерес в реальные финансовые потоки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новая система аттестации учителей  от Минпросвещения: есть ли альтернативы

Новая система аттестации учителей от Минпросвещения: есть ли альтернативы

Александр Осипов

В Москве профессионализм педагогов уже давно определяют, не отвлекая их от работы и без всякого бюрократизма

0
1551
Правосудие воспроизводит само себя

Правосудие воспроизводит само себя

Екатерина Трифонова

Для получения мантии важно не образование, а поддержка от председателя суда

0
984
ГАЗ представил на международной выставке новую модель семейства NEXT

ГАЗ представил на международной выставке новую модель семейства NEXT

0
906
Унижает ли новая аттестация преподавателя

Унижает ли новая аттестация преподавателя

Наталья Савицкая

Проверка знания и умений педагогов не должна сводиться к тотальному контролю и надзору

0
2994

Другие новости

Загрузка...
24smi.org