0
3454
Газета Наука Интернет-версия

09.06.2010 00:00:00

Кольцевая дорога вокруг "острова тепла"

Сергей Голубчиков

Об авторе: Сергей Николаевич Голубчиков - кандидат географических наук, заведующий отделом экологии журнала президиума РАН "Энергия: экономика, техника, экология".

Тэги: цкад, лес, воздух


цкад, лес, воздух На картосхеме представлены территории "градостроительной активности" (темным цветом), то есть которые предлагается освоить в ближайшее время помимо уже имеющихся застроенных территорий, занимающих 20% области (на схеме не обозначены).
Источник: сайт правительства Московской области

Из всех европейских столиц Москва и ближнее Подмосковье, пожалуй, наиболее обделены зелеными насаждениями. Достаточно взглянуть на космический снимок Подмосковья, чтобы убедиться в том, что лесистость Московской области составляет уже далеко не 43% (цифра из года в год кочует из одного справочника или учебника в другой), а всего лишь 26–28%. Площадь застроенных территорий сегодня в пределах Московской области в восемь раз превышает площадь Москвы (Москва занимает 2,4% площади Московской области, значит, застроенность Московской области составляет 19%).

Застройка ближнего Подмосковья настолько изменила свойства подстилающей поверхности (ландшафта), что это уже, возможно, повлияло на ход погодно-синоптических процессов и на участившееся туманообразование весной. Известно, что Москва – «остров тепла», а с обезлесением этот «остров» расширяется (особенно ночью), захватывая и ближнее Подмосковье, в том числе и аэропорты (пример – катастрофа Ту-204 в Домодедове).

В ближайшие 10–15 лет все ближнее Подмосковье (в радиусе 20–40 км – до границы Центральной кольцевой автомобильной дороги, ЦКАД) станет сплошным городом в соответствии со «Схемой территориального планирования Московской области – основными положениями градостроительного развития» (эта схема была утверждена постановлением правительства Московской области от 11.07.07 № 517/23). Согласно этой схеме (ее можно посмотреть на сайте правительства Московской области), в пределах ЦКАД почти не останется лесов. Лесистость защитного зеленого пояса столицы не превысит 10–15%.

В ходе строительства 4–8-полосной ЦКАД (2011–2025) будет вырублено в 500-метровой полосе будущей трассы 100 тыс. гектаров подмосковных лесов водоохранно-защитного значения.

В так называемую зону градостроительной активности попадают земли в полосе шириной по 3 км в каждую сторону от оси трассы – таково требование постановления правительства Московской области от 30.12.05 № 1008/52 «О мерах по развитию территорий Московской области, связанных со строительством и реконструкцией Центральной кольцевой автомобильной дороги».

В шестикилометровой полосе территорий концентрации градостроительной активности будут размещены различные объекты инфраструктуры. Вдоль ЦКАД предусматривается размещение 11 объектов транспортной инфраструктуры и узлов ускоренного развития, каждый в полосе по 3 км в каждую сторону от условной прямой (ее протяженность в проекте не определена). Кроме них в зоне ЦКАД предусмотрено возведение 35 промышленных и складских объектов, логистических центров, технопарков, шести комплексов многоэтажной жилой застройки.

В зоне влияния ЦКАД вероятно формирование узлов ускоренного развития с наращиванием промышленных, транспортно-логистических, складских и предназначенных под застройку (селитебных) функций: Поварово, Манихино, Кубинка, Апрелевка, Домодедово, Бронницы, Электросталь-Ногинск, Рахманово, Белый Раст, Троицк и т.д. В результате предполагаемого строительства 45–50 млн. кв. м жилой площади и создания около 200 тыс. рабочих мест возможно образование вдоль ЦКАД индустриально-селитебного пояса, который приведет к значительным трансформациям в сети расселения, пропорциях размещения населения и трудовых маятниковых миграциях.

На расстоянии 50 км от МКАД может появиться сплошь застроенная территория, что приведет к огромным проблемам в развитии инженерно-транспортной инфраструктуры, резкому ухудшению экологической ситуации.

При протяженности проектируемой трассы ЦКАД 516,5 км (по измерениям экологов – около 550 км) лишь 16,5% (85,1 км) проходит по существующей автодороге А-107 (ММК – Московское малое кольцо), 40% трассы пройдет по землям Лесфонда. Остальная часть ММК будет использоваться в качестве дублера ЦКАД (ее предполагается сделать платной из расчета 3–5 руб. за километр). Расчетная скорость движения – 140 км/ч. Съезды и въезды на ЦКАД будут осуществляться через многоуровневые транспортные развязки (всего 30), помимо этого, будет построено 95 путепроводов, 56 мостов. Вся трасса ЦКАД будет освещенной.

Для прохода диких животных будут построены специальные тоннели. Удивительную заботу проявляют проектировщики о животных – для них предусмотрены 28 тоннелей (еще девять скотопрогонов), а для людей – только 22 надземных и подземных пешеходных перехода.

ЦКАД будет строиться на принципах государственно-частного партнерства. Половина средств (бюджет ЦКАД не менее 231 млрд. долл.) поступит из инвестфонда, а остальные дадут частные инвесторы и правительство Московской области. Если разделить сумму инвестиций на длину дороги, то окажется, что 1 км ЦКАД обойдется более чем в 15 млн. евро (если вычесть участок трассы Москва–Санкт-Петербург, имеющий собственный бюджет, то еще дороже). Для сравнения: 1 км немецких автобанов обходится в среднем в 10 млн. евро, 1 км итальянских автомагистралей (считаются лучшими в Европе) – не более чем в 3 млн. евро. Причем здесь речь идет о строительстве с нуля, а не о реконструкции существующей трассы.

Сегодня более 80% лесов Московской области имеет категорию «зеленые зоны и лесопарки», задачами которых, как говорится в Лесном плане Московской области, является «создание здоровых условий с красивыми и удобными местами массового отдыха для населения столицы и области». Именно для этой цели и был создан в 1935 году Лесопарковый защитный пояс города Москвы.

Помимо уничтожения природных ресурсов появление трассы означает еще и резкое ухудшение качества воздуха, повышение в нем содержания вредных веществ (соединения свинца, серы, нефтепродуктов и т.д.). Приземный воздух вблизи автодорог загрязнен пылью, состоящей из частиц асфальта, резины, металла, свинца, и другими вредными веществами, часть которых обладает канцерогенным и мутагенным действиями.

ЦКАД пройдет по водным объектам Подмосковья, являющимися источниками чистой питьевой воды для Москвы – по Озернинскому водохранилищу, по берегу Тростенского озера, по верховьям десятков рек и ручьев, питающих Истринское, Рузское и Старорузское водохранилища, вблизи озера Сенеж.

Строительство ЦКАД приведет к изъятию не только 100 тыс. гектаров лесных земель и еще большей площади плодородных сельскохозяйственных земель. Ландшафты, прилегающие к автомагистралям, постепенно трансформируются и деградируют, они заболачиваются, в определенное время года в них развиваются болезнетворные микроорганизмы, а в дальнейшем – очаги массовых инфекций.

ЦКАД внесет свою лепту и в потепление мезоклимата Московского региона. Так, четырехмиллионный автомобильный парк столицы дает 90% всех выбросов в атмосферу. Это главная причина возникновения «острова тепла» над столицей (среднегодовая температура в центре Москвы на 2–3 градуса выше, чем в дальнем Подмосковье). Коэффициент полезного действия двигателей внутреннего сгорания составляет в среднем 23%, а остальные 77% уходят на обогрев окружающей среды. ЦКАД приведет к еще большему разогреву Подмосковья, чему будет способствовать и обезлесение в ходе строительства ЦКАД (леса оказывают умеряющее действие на климат).

Более резкие колебания температуры приведут к преждевременному стаиванию снежного покрова и к сильным весенним паводкам, к подтоплениям, усилению ветров на застроенных территориях (вплоть до возникновения локальных ураганов). Короче – к ухудшению условий произрастания наиболее эффективных в водоохранно-защитном, эколого-эстетическом и средозащитном значении лесов зеленого защитного пояса столицы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
454
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
2964
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4145
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6000

Другие новости