0
4872
Газета Стиль жизни Печатная версия

28.04.2014 00:01:00

Искушение практическим смыслом

Неудивительно, что многие торговые центры давно именуются галереями

Александр Эстис

Об авторе: Александр Николаевич Эстис – филолог, литератор.

Тэги: современное искусство, концептуализм, выставки


современное искусство, концептуализм, выставки Как бы там ни было, эстетическая пластика не всегда практична. Эта мясорубка для кухни уже непригодна. Лидия Шульгина. Мясорубка. 1997. Газетная бумага, краска, металл

Искусство, лишенное всякого смысла, – явление хотя и весьма распространенное, но, вероятно, утрачивающее актуальность. Все больше галеристов, искусствоведов и критиков приходят к выводу, что множество современных произведений искусства пригодны для практического употребления в повседневной жизни.

Сегодня художественные авангарды стремятся вызволить произведения из витрин, высвободить их из дорогих галерей, не дать им запылиться в музеях. Почти все работы в жанре концептуализма, инсталляции и реди-мейда запросто могут служить предметами интерьера или обихода в домашнем хозяйстве. 

К примеру, самый дорогой из ныне живущих художников Джефф Кунс некогда выставил на обозрение пылесосы. Они, заметим, отлично сгодились бы и для уборки. Созданные по принципу реди-мейда «Кровать» и «Велосипеды» Роберта Раушенберга для эксплуатации достаточно перевернуть в исходную позицию. Из инсталляции Джозефа Кошута «Один и три стула», в которую входят стул, фотография стула и словарная статья о стуле, увы, использовать удастся только один стул, но все же... Домашнюю аптечку можно пополнить тем, что имеется на стеллажах неоконцептуалиста Дэмьена Херста. Полоща руки в маленькой «Ванне» великого Йозефа Бойса, можно побаловать себя оригинальной пеной от Мишеля Блази, которую французский художник в разных формах показывает на своих выставках. А если бы писсуар Марселя Дюшана не был потерян, то и его сегодня можно было бы применить по назначению.

Культурологи говорят о «революционном переломе» в соотношении искусства, повседневной жизни и индустрии. Aрт-объект, по их словам, сливается с артефактом, эстетика с экономикой, Муза с Меркурием. Эта на первый взгляд совершенно удивительная культурная динамика становится более понятной, если учесть тот факт, что сближение между творением художника и бытовым прибором подготавливалось в течение многих десятилетий. 

И подготавливалось оно с двух сторон.

С одной стороны, не только творцы, но и зрители на протяжении ХХ века находили все больше художественной ценности в повседневном предмете как таковом. Эту мысленную установку критики oкрестили латинским термином poetica predmetica. 

Для 34% россиян прогулки по магазинам электроники и бытовой техники полностью заменили посещение музеев.  	Фото Reuters
Для 34% россиян прогулки по магазинам электроники
 и бытовой техники полностью заменили посещение
музеев.
   Фото Reuters

Искусствовед Яна Сорокина рассказывает: «Однажды на выставке концептуалиста Джеймса Таррелла я стала свидетельницей следующей сцены. Вблизи от меня меж экспонатов бродили двое французов. Как это сейчас обычно бывает, перед тем как взглянуть на само произведение, они прочитали соответствующий комментарий – что-то на тему «трансцендентальной диалектики» – и после этого стали внимательно рассматривать кондиционер на полу. В процессе погруженного созерцания они заметили рядом другой «арт-объект» и только тут осознали, что ошиблись».

С другой стороны, дизайнерские элиты давно стремятся утвердить за оформлением прикладной продукции право на полноценную, если не более высокую, форму искусства. И это стремление во многом увенчалось успехом. По новейшим данным Росстата, 34% россиян прогулки по магазинам электроники и бытовой техники полностью заменили посещение музеев. Неудивительно, что многие торговые центры давно именуются галереями.

В свою очередь, пресс-секретарь важнейшего в наши дни выставочного центра современного искусства кассельской «Документы» указал на то, что культурное открытие подобного масштаба не может не отразиться и на деятельности передовых выставочных организаций. По его словам, «Документа» в 2017 году пройдет под знаком практического применения художественных объектов в рутине обыденной жизни. Посетители смогут собственноручно испробовать новейшие творения любимых художников и при соответствующей платежеспособности сразу же забрать понравившиеся работы домой. 

Многие крупные корпорации уже сейчас выразили готовность выпустить доступные по ценам дубликаты концептуальных объектов в требуемом количестве; созданная таким образом продукция будет подписана художником и сможет тут же попасть в продажу. В рамках этого проекта Майкл Томперт – приобретший известность акциями по разрушению айфонов, айподов и айпадов – заключил контракт с Apple, в котором обязался впредь не разрушать девайсы; теперь он будет лишь слегка царапать или пачкать упаковку, так что его произведения сохранят техническую пригодность и смогут продаваться на «Документе», как и другие произведения искусства.

Некоторые выставочные залы, в том числе российские, решили пойти еще дальше и всецело подчинить само экспозиционное пространство идее функциональности. Как заявила Дарья Жукова, вполне вероятно, что скоро в «Гараже» действительно смогут парковаться машины.

По словам французского теоретика искусства Жана Баварда, «мы наблюдаем эстетически-эпистемологическую смену парадигмы, формируемую субверсивными трансгрессиями антиутилитаристского традиционализма». Видимо, имеется в виду, что вся система ценностей в мире искусства подлежит очередной переоценке.

С этой точки зрения, очевидно, что глобальная реорганизация художественного мышления влияет и на другие отрасли творчества. Пока не вполне ясно, каким именно образом эта тенденция может быть воплощена в сферах искусства вроде музыки и танца. По крайней мере деятели перформанс-арта подхватили новое веяние и уже разрабатывают акции, связанные с исполнением каждодневных работ, в том числе в виде хеппенингов с участием зрителей. Концептуальная поэзия, напротив, остается ни к чему не пригодной.

Фрайбург

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выставка "Василий Власов, Михаил Погарский по следам Гумилева"

Выставка "Василий Власов, Михаил Погарский по следам Гумилева"

0
813
Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Елизавета Авдошина

0
1381
Москва станцевала в окнах

Москва станцевала в окнах

Елизавета Авдошина

В столице завершается фестиваль современного искусства "Территория"

0
1168
Выставка. Виктор Пивоваров "Московский альбом"

Выставка. Виктор Пивоваров "Московский альбом"

0
1336

Другие новости

Загрузка...
24smi.org