0
4652
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.05.2015 00:01:00

Четвертая форма души

Почему камни нельзя разбивать без надобности

Сергей Каратов

Об авторе: Сергей Федорович Каратов – поэт, прозаик, критик, публицист.

Тэги: камни, полудрагоценные камни, украшения, архитектура, уральские камни, ильменский заповедник, миасс


камни, полудрагоценные камни, украшения, архитектура, уральские камни, ильменский заповедник, миасс Каменный город строится и вдохновляет на поэзию. Фото автора

Когда-то я школьником оказался в Миассе, в краеведческом музее. Глаза мои загорелись при виде каменной горки, которую искусно собрали из разноцветных пород уральских камней местные умельцы. С тех пор я буквально стал поклонником мира этих удивительных минералов. Всегда в советские годы мы с семьей бывали на ВДНХ, в павильоне геологии, который славился своей коллекцией камней. Такая же богатая коллекция были при Министерстве геологии СССР, где долгое время работала моя жена. Бывая за рубежом, я с восхищением смотрю на то, как хорошо работают с камнем испанцы, скажем, в Гранаде, они выкладывают узоры на центральных пешеходных улицах. В Севилье флорентийская мозаика украшает все карты городов на площади Испании. В Италии, во Флоренции и Венеции, такое множество украшений из камня, что взор невозможно оторвать от этих красот! А как заманчиво работают с камнем турецкие камнерезы, прямо на глазах туристов вытачивая чудесные каменные чаши и кубки!

Из года в год я добавляю постройки на берегу своего искусственного водоема. Вот и в минувшее лето много работал с городком, но остались некоторые недоделки. Множество разновидностей камней использовано на эти башни, стены, на саму горку. Фото не передает и десятой доли красоты использованных камней. Все материалы натуральные, нет никаких ондулинов или сайдингов. Покрытие мельницы и центральной башни выполнено из мелких кирпичных плиток, которые я напиливал с помощью «болгарки» с алмазными дисками, и этими плиточками выкладывал черепичные крыши. Только на мельничную крышу ушло 300 плиточек. Бетон, камень, кирпич, а в окнах центральной башни вставлены витражные стекла в палец толщиной. Летом в эту башню подведу электричество и подключу лампочку, чтобы окна светились желтым, зеленым, красным, фиолетовым и синим цветами. Все делается прочно, надежно!

Бог даст, в это лето довершу свою работу. А на данном этапе вода течет с горы, образуя каскады, а отчасти по акведуку вода попадает на мельничное колесо. Все журчит, колесо водяное вращается, а ты сидишь на откидном кресле на противоположном берегу и смотришь на этот старинный город...

Мое увлечение камнями началось еще на Урале: на прииске, где добывали золото, мы находили среди вываленных около шахт пустых пород кристаллы серного колчедана, которые золотисто отсвечивали гранями; на намытых гидравлическим способом насыпях обнаруживали друзы горного хрусталя, темно-зеленые куски поделочного камня – змеевика, разноцветные булыжники яшмы, искрящиеся плитки авантюрина, ярко-зеленые куски амазонита. А бывая в походах на вершинах гор, конечно же, обращали внимание на шарики красного граната, вплавившиеся в темные глыбы базальта.

Бывал в Ильменском заповеднике в Миассе, где вся таблица Менделеева представлена в виде друз, пластин слюды, запекшихся оплавленных кусков железной руды, сияющих гранями аметистов, хризолитов!.. Постепенно камни стали копиться. Узнавая, что я неравнодушен к камням, друзья стали дарить мне то кусок окаменевшего дерева, которое нашли на Чукотке, то прозрачный, но очень мягкий кусок гипса, то кристаллическую щетку аметиста. Дарители были либо геологами, либо художниками-камнерезами, либо коллекционерами камней. Среди них нельзя не вспомнить моих друзей: Александра Коновалова, Юрия Федорова, Бориса Баталова. А полудрагоценный кусок малахита подарил мне редактор газеты «Миасский рабочий» Александр Филиппоненко, когда я вернулся на каникулы из Москвы. Много путешествуя по стране, я стал отовсюду привозить камни. Помню, как в Туркмении увидел белоснежные кубы известняка, который хорошо обрабатывался даже напильником. Большой кусок такого белого камня я послал в Москву посылкой по почте. В эту пору я стал увлекаться малой архитектурой, то есть строительством настольных крепостей из морских камешков, привезенных из Крыма, из Абхазии, с Арабатской стрелки. Несколько видов туфа и зеленого траста я привез из командировки в Армению. Розовый туф, оранжевый, черный я пилил на кирпичики и использовал на свои поделки. Уральский зеленый змеевик тоже пригодился в строительстве башен с бойницами, с пушками, сделанными из бронзы и стреляющими порохом. Лафеты к ним я отливал из свинца. Колокола в башнях бронзовые мне выточили друзья. На башне старинные часы в медном обрамлении, которое я выполнял с помощью чеканки. Всему учился у художников, у камнерезов, у плиточников. Надо было уметь подобрать раствор, которым бы склеивались камни, надо было знать, как произвести червление меди, полировку отдельных камней. На какой-то камнерезной фабрике мои друзья напилили мне плиточки и кирпичики из зеленого нефрита и из синего лазурита. Эти камни украсили своды и макушки башен.

Работая над своими изделиями, я параллельно писал стихи. Одна деятельность совершенно не мешала другой. Если с юных лет я начинал увлекаться моделизмом, делая корабли, машины, ракетные установки, с которых осуществлял запуски ракет, то, обзаведясь семьей, я ушел в работу с каменными моделями. И тоже действующими: башни подсвечивались изнутри. Одну я полностью собрал из прозрачных пород камней, и свет из нее исходил разноцветный. Таких камней я много нашел на отдыхе в Коктебеле. Колокола звонили. Часы ходили, и по ним я следил за быстротекущим временем. Внутри крепости была потайная шкатулка для хранения небольших и важных ценностей... А одна башня являлась копилкой для монет... Когда надо было достать накопленное, тогда применялся особый механизм с деревянным воротом в виде корабельного штурвала... Все эти механизмы и сейчас можно запустить в работу. Из множества построек сложился целый городок, который я должен был объединить в одно целое, устранив неполадки и восстановив разрушенное либо детишками, либо кошкой... Однажды мы проснулись от грохота. Оказалось, что кошка Марта взобралась на книжную полку, где в связи с ремонтом стояла самая красивая крепость, и столкнула ее на пол. Это она отомстила мне за то, что я наказал ее за разодранные обои. Из трех пушек, отлитых мной, уцелела только одна. Я хотел восполнить артиллерию города, но на это уже не стало хватать времени. Дело в том, что в 1994 году у нас появился дачный участок. Кто связан с дачей, тот знает, сколько сил и времени отнимает работа по строительству дома, особенно если в целях экономии средств почти все приходится делать самим. Там я овладел многими профессиями, обзавелся специальными инструментами. А вместо мелких каменных поделок я перепрофилировался на более крупные формы. Не буду углубляться в подробности, но каменный город я методично строю на берегу пруда, выкопанного экскаватором в самом начале дачной эпопеи. Долгое время пруд наш был обычным водоемом с травяными берегами, где стали жить лягушки и караси. Я обсадил его водорослями и сделал мосток с лесенкой. Хорошо было купаться и ловить карасей. Но берега подмывались, сползали в середину, и пришлось забетонировать их с трех сторон. Один берег оставили «живым», чтобы лягушачья молодь могла выбираться из пруда на берег. И красиво, когда один берег зеленый. На нем деревца растут. Но позднее я укрепил его, набив вдоль кромки мощные колья. И красиво, и функционально. А город с башнями на берегу, с горкой, с которой льется вода в пруд, с вращающимся мельничным колесом – это для души! И в процессе всех работ с камнем стихи не убегают от меня, а подстерегают... Поэтому всегда рядом со мной лежит тетрадь с ручкой. А иногда пишу строку или строфу на обрезке доски, чтобы позднее перенести записи в компьютер. Камень нельзя разбивать без надобности. Недаром в индийской философии камень обладает четвертой формой души, после человека, животного и растения.

В центре городка мне понадобилось белое пятно, которое бы внесло свою тональность в общую палитру красок. Работая над акведуком, я решил его колонны оформить белыми плитками, которые напилил из белого оникса, привезенного из Турции. Оникс – камень разноцветный, наиболее применяемый салатного цвета. Но я привез куски белого и кофейного цветов. Совместив его с белым мрамором, я добился своего – акведук стал украшать центральную часть городка.

Всякое увлечение – будь это изготовление моделей кораблей или машин, коллекционирование марок или значков, сбор цветущих растений на протяжении лета для гербария или собирание своей библиотеки и чтение множества книг – существенно обогащало мое представление об окружающем мире. Мне никогда не бывает скучно одному, потому что я могу заняться наблюдением за бабочками или муравьями, могу забросить удочку и часами сидеть у воды, любуясь всплесками рыб или полетом ласточек над поверхностью воды. А если приходят строки, начинаю записывать, пока не получится стихотворение. Иногда нахожу необыкновенный лист травы или кустарника, искусно проеденный каким-то насекомым, и вкладываю его в записную книжку. 

В юношеском дневнике у меня до сих пор хранится цветущая кисть черемухи, которую мне подарила одна необыкновенно красивая девчонка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Не только трагедия

Не только трагедия

Лев Львов

Национальный герой Парагвая, французская сказочница и другие русские изгнанники

0
1018
Праздник во Дворце труда

Праздник во Дворце труда

Арти Д. Александер

Несостоявшиеся шедевры советского архитектурного авангарда

0
1431
Лапти vs презервативы

Лапти vs презервативы

Алкей

Фиест

Элегическая повесть о том, как в Челябинской области используют старые покрышки

0
2126
Сергей Хачатуров "опрокинул" барокко в кибербарокко

Сергей Хачатуров "опрокинул" барокко в кибербарокко

Дарья Курдюкова

В Царицыне идет выставка "Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня"

0
2405

Другие новости

Загрузка...
24smi.org