0
3777
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.07.2017 00:01:00

Ленин, ламы и Байкал

Как правильно бурханить и другие ритуалы солнечной Бурятии

Владимир Разуваев

Об авторе: Владимир Владимирович Разуваев – обозреватель отдела региональной корреспондентской сети «НГ».

Тэги: бурятия. туризм, байкал, культура, религия, традиции, кухня


бурятия. туризм, байкал, культура, религия, традиции, кухня Байкальскому ландшафту добавляют колорита крупные валуны с причудливыми очертаниями – например рычащего льва.

Первое, что бросается в глаза – в буквальном смысле – по прилете из пасмурной Москвы в Улан-Удэ – это солнце. Распространенный эпитет «солнечная» по отношению к Бурятии – просто констатация факта: как-никак 300 дней в году почти что безоблачного неба. Дожди настолько редки, что, как рассказывают, воспринимаются местными с удивлением: люди не прячутся, а выходят на улицу и наслаждаются льющимися с неба потоками воды. Летняя жара вполне терпима, единственный минус – «сгораешь» моментально.

Кажется, что кроме солнца в Бурятии сегодня всего две константы. Одна из них – обещающий чуть ли не с каждого третьего билборда «Время перемен» врио главы республики Алексей Цыденов. Впрочем, после осенних выборов эта однотипная наружная реклама должна исчезнуть.

А вот буузы, или, на русский манер, «позы», – ароматное мясо в тесте, отдаленный родственник пельменей, – всегда были, есть и будут. Это самое ходовое блюдо местной кухни, оно тут повсюду: от рядовых забегаловок до престижных ресторанов. Бурятия – вообще рай для мясоеда: мясо едят на завтрак, обед и ужин. Говядину, баранину, свинину, оленину, конину – все это перемежают с рыбой и овощами, а запивают чаем с молоком. Буряты жалуются, что такая каждодневная диета со временем начинает отрицательно сказываться на здоровье. Но зато это реально вкусно.

В остальном Бурятия очень переменчива. Покрытые лесами горные сопки неожиданно уступают место голым, простирающимся до горизонта полям. Не менее разнообразен и культурный ландшафт: это уже не Европа, но еще не «полноценная» Азия. На домах встречаются то по-восточному загнутые к небу крыши, то русские резные наличники, а вдоль дорог буддистские ступы чередуются с православными поклонными крестами. Дороги, кстати, тоже контрастные: бывает, полчаса-час прыгаешь по ямам, зато потом выезжаешь на идеально ровную федеральную трассу.

Памятник Ленину – один из самых любимых у туристов объектов для фотосессий.	Фото автора
Памятник Ленину – один из самых любимых у туристов объектов для фотосессий. Фото автора

И, конечно, люди. И их отсутствие. На территории размером с Германию всего-то миллион человек. Половина живет в Улан-Удэ. А буряты хотя и титульная нация, но в количественном отношении уступают русским. Очень много метисов – потомков от смешанных браков, зачастую с русскими именами и фамилиями.

Что буряты, что русские подчеркнуто толерантны и гостеприимны: о межнациональной и межрелигиозной дружбе здесь говорят с большой охотой и, очевидно, вполне искренне. Русские перенимают многие коренные традиции, в чем они шутя находят меркантильную подоплеку: праздники друзей-бурятов требуют от гостей очень большой щедрости, вот и приходится устраивать аналогичные гулянья, чтобы «отбить» за счет ответных подарков хотя бы часть предыдущих затрат.

Верующие жители зачастую посещают как дацаны, так и церкви, заодно соблюдают и национальные религиозные обычаи – вплоть до обращения к шаманам. Впрочем, в этом синкретизме они, наверное, мало отличаются от многих остальных россиян. Даже некоторые народные предания очень схожи. Так, доводилось слышать легенду о том, как в разгар Битвы за Москву Сталин обратился за помощью к 12 самым авторитетным ламам, которых для решения ответственной задачи пришлось срочно собирать по лагерям, – это напоминает миф про судьбоносную встречу отца народов с Матроной Московской.

Повсеместно распространена традиция бурханить, то есть делать подношения божествам – бурханам. Подарки могут быть самыми разными – крупы, сладости, сигареты, алкоголь, священные пестрые ленты, которыми увешивают деревья (подчас так, что самих деревьев уже не видно). Проезжаешь мимо какой-нибудь почитаемой горы – будь добр, остановись и преподнеси местному духу дар. Видел, как на перевале Пыхта, ведущем к Байкалу, оставив автомобили на стоянке, идут бурханить суровые и молчаливые русские мужики в камуфляже – возможно, рыбаки или охотники.

Наиболее популярный способ бурханить – делать подношение алкоголем. В деталях этот обряд может различаться. Но канва у большинства способов одинакова: в емкость со спиртным окунают безымянный палец левой руки (он считается самым чистым), а затем разбрызгивают крепкую жидкость по сторонам. Главное, как тут говорят, – делать это с чистым сердцем и добрыми помыслами. Туристы в восторге и бурханят при каждом застолье.

Как и во многих сибирских местах, здесь много потомков казаков и старообрядцев. Староверскими называют целые села. В них приезжих знакомят с бытом семейских, как их здесь называют, староверов. Но подлинных ревнителей дониконовского благочестия найти оказалось не так просто. Во всяком случае, в одном из таких сел, где довелось побывать проездом и возникло желание купить мед у стоящих на обочине торговок, о них никто не слыхал. И словно в качестве подтверждения продали не только отменный мед, но и бутылку мягкого, сброженного на перге самогона (закрутка сладких хрустящих огурцов – в подарок).

В туристическом отношении Бурятия пока среди россиян не очень известна – тот же Байкал ассоциируется скорее с Иркутской областью. Но путешественников все равно много. В том числе зарубежных: в основном монголов (добираться близко, виз нет, почти один язык, можно выгодно закупиться из-за разницы валютных курсов), а также вездесущих китайцев и немецких пенсионеров.

В маршруте любого туриста присутствуют минимум три остановки. Обязателен визит в Иволгинский дацан, расположенный на некотором удалении от Улан-Удэ. Сотни и тысячи паломников ежедневно совершают здесь ритуальный обход гороо, крутят по пути многочисленные священные барабаны хурдэ, заходят в храмы-дуганы, оставляют рис, деньги и другие разнообразные подношения на ступах (на одной заметил даже православную иконку). Но в основном сюда едут, чтобы побывать у нетленного тела почитаемого подвижника хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Старец сидит в алтаре главного храма монастыря в позе лотоса и, как уверяют местные, хоть и умер 90 лет назад, в каком-то смысле все еще жив и даже потеет.

Визитная карточка самого Улан-Удэ, вызывающая бурю эмоций у всех туристов, – без преувеличения уникальный памятник Ленину. Своеобразие этой скульптуры в том, что она выполнена в форме гигантской головы. Необычному 40-тонному монументу, по рассказам, долго не могли найти пристанище. В Улан-Удэ его приняли как родного: в облике здешнего вождя пролетарской революции многим видятся бурятские черты – а при ночном освещении это ощущение усиливается многократно, и вместо Ленина мерещится Чингисхан. Стоит добавить, что местный Ильич – гроза не столько буржуазии, сколько пернатых: птицы стараются облетать его стороной, игнорируя такой, казалось бы, шикарный аэродром. Боятся, но не Ленина, а незаметных иголок, которыми предусмотрительно утыкан его скульптурный портрет.

И, конечно, «славное море – священный Байкал». Ехать сюда летом лучше в рабочие дни. На выходные, как говорят, вся прибрежная линия забита автомобилями, палатками и загорающими туристами. А в будни можно без тесноты наслаждаться солнцем, прохладной водой, пейзажем «как на картинке» и знаменитым байкальским омулем. Ощущения – будто действительно на море, разве что ветер не соленый.

Байкал действительно священный, поэтому бурханят здесь и по дороге сюда особенно активно. Рассказывают такую реальную историю. Как-то Владимир Путин вместе с учеными спустился на дно Байкала на батискафе. А спустя некоторое время в Бурятии произошло землетрясение. Вывод: видимо, члены экспедиции не бурханили и дух озера не простил бесцеремонного вторжения. Впрочем, подземные толчки – к счастью, не разрушительные – для этих мест не редкость. Так что это могло быть простое совпадение. Хотя кто его знает?..



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любила красного, любила белого

Любила красного, любила белого

Александр Сенкевич

Римма Казакова, лирический поэт с обостренным гражданским чувством

0
166
Предчувствие глобального катаклизма

Предчувствие глобального катаклизма

Дмитрий Мосяков

Всепобеждающий прагматизм смывает все, что раньше называлось политической культурой

0
2126
Социологи представили новую типологию верующих

Социологи представили новую типологию верующих

Ольга Позняк

Многообразие традиций в США диктует современные подходы к оценке религиозности граждан

0
303
Российский Гиппократ

Российский Гиппократ

Игорь Шумейко

Его пациентами были Дмитрий Менделеев, Николай Некрасов, Петр Чайковский и Отто фон Бисмарк

0
1254

Другие новости

Загрузка...
24smi.org