0
4820
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

25.10.2015 18:01:00

В культуре. Владимир Федосеев не будет дирижировать премьерой "Иоланты" в Большом театре

Тэги: премьера, большой театр, опера, иоланта


премьера, большой театр, опера, иоланта Фото Reuters

 Самыми обсуждаемыми на прошедшей неделе стали две новости из оперного мира. Одна – из Большого театра. Маэстро Владимир Федосеев, главный дирижер Большого симфонического оркестра им. Чайковского, не будет участвовать в премьерных показах спектакля «Иоланта», которые уже на следующей неделе пройдут на Исторической сцене театра. Впрочем, сам театр из этого новости никакой не делал, просто тихонечко сменили имя на афише: за 10 дней до премьеры имя Федосеева исчезло, появилось имя Антона Гришанина, работающего над постановкой в качестве второго дирижера. Гришанин – молодой и перспективный дирижер, но «весовые категории» у них с Федосеевым все-таки разные, Владимир Иванович с гордостью заявлялся театром как хедлайнер премьеры. Тем не менее никакого официального сообщения от Большого театра не последовало (что в практике солидных театров все же не принято): политика «театра без скандалов» удается нынешнему руководству на ура. Через несколько дней Владимир Урин дал краткий комментарий информационному агентству ТАСС: Федосеев не может принять участие в премьере по состоянию здоровья, сам дирижер от комментариев отказался. В кулуарах называют несколько иную причину: Федосеев не присутствовал на оркестровых репетициях и был уволен. Возможность участия 83-летнего дирижера в премьере «Иоланты» вызывала вопросы, впрочем, с самого начала (то есть с объявления планов на сезон). Известно, что в конце сентября ему предстояла сложная премьера в театре Ла Скала («Спящая красавица» Чайковского), в октябре – несколько концертов в Вене, так что репетировать в Большом невозможно физически, и продюсерские службы Большого об этом, естественно, знали. Очевидно, Федосеев намерен был присоединиться к постановке в последний момент, но театр рисковать не стал. Не исключено, конечно, что и сам маэстро не рассчитал свои силы и действительно заболел. Что ж, ждем его появления в январе.

Еще один оперный сюжет – из Франции: наследники композитора Франсиса Пуленка и писателя Жоржа Бернандоса выиграли в апелляционном суде Парижа дело о запрете записи спектакля Дмитрия Чернякова «Диалоги кармелиток». Спектакль был поставлен в Баварской опере пять лет назад, его запись была выпущена на DVD – дальнейшее распространение ее как раз и запрещено по суду (если решение вступит в действие и представители фирмы Belair не подадут апелляцию в вышестоящую инстанцию). Меньше всего такого поворота можно было бы ожидать из Европы, где, казалось бы, свобода – в том числе и творчества – свято чтится. Но – нет. Наследники композитора и писателя считают, что режиссер исказил сюжет сочинения (кармелитов в этом спектакле отправляют не на гильотину, а в газовую камеру, но они не гибнут – их спасает Бланш). Вот тут и противоречия буквы духу: профессиональные театроведы тоже расходятся во мнении: одни свято отстаивают точное прочтение текста, другие – прочтение смыслов, которые Черняков не упустил, даже исказив сюжет. Французская пресса называет решение суда страшным и считает, что вступление запрета в силу «будет просто-напросто означать конец свободы интерпретации» (Figaro).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Платное образование не отменят, но отрегулируют

Платное образование не отменят, но отрегулируют

Наталья Савицкая

Госдума спешит принять закон о квотировании мест для тех, кто хочет учиться в вузах за свои деньги

0
903
Верный верблюд и фривольные песенки

Верный верблюд и фривольные песенки

Андрей Юрков

Исполнилось 165 лет со дня рождения Альфонса Доде

0
710
От Герцена до Кокто

От Герцена до Кокто

Александр Сенкевич

Интеллектуальный культурологический травелог Алисы Даншох о приметах и мифах Лазурного Берега

0
249
Последние гардемарины

Последние гардемарины

Виктор Леонидов

Кто-то дослужился до высоких чинов, кто-то сгинул в лагерях, а большинство осталось в эмиграции

0
559

Другие новости