США добиваются жесткого механизма верификации иранского атома. Фото Reuters
Иран предложил США сформировать консорциум ближневосточных стран, который бы занимался обогащением урана в гражданских целях. Инициатива, представленная американским дипломатам во время последнего, четвертого раунда переговоров в Омане, должна стать альтернативой требованию Вашингтона полностью демонтировать иранскую ядерную программу. К консорциуму, как считает иранская сторона, можно было бы привлечь Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Это даст аравийским государствам доступ к иранскому опыту и в то же время сделает их гарантами сделки.
О том, что иранские переговорщики предложили США создать консорциум ближневосточных стран для мирного обогащения урана, сообщили источники The New York Times (NYT). Идея предполагает, что Тегерану в рамках сделки с Вашингтоном разрешат иметь мирную ядерную программу (с обогащением урана до уровня в 3,67%), однако он станет одним из участников трехстороннего консорциума, который будет производить ядерный материал для гражданских нужд стран Персидского залива. Как уточняет издание The Guardian, к предприятию предложат подключиться ОАЭ и Саудовской Аравии. Консорциум будет базироваться на иранских ядерных объектах, а для его работы можно было бы привлечь инвестиции из США, считает Иран.
По задумке иранских властей, план консорциума выгодно бы отличался от Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – оригинальной ядерной сделки 2015 года, которую США во время первого президентского срока Дональда Трампа в одностороннем порядке покинули из-за политических претензий. Отличием было бы не только привлечение к сделке аравийских игроков, заинтересованных в развитии своей атомной промышленности, но и срок действия. Иран предлагает сделать консорциум бессрочным, в то время как СВПД был ограничен по времени. Действие СВПД официально должно истечь в октябре этого года, потому что, по замыслу его авторов, к этому времени проблема иранского атома должна была полностью исчерпать себя.
Инициатива Ирана предполагает, кроме того, присутствие на его ядерных объектах наблюдателей из других стран, включая американских специалистов. Отчасти это бы удовлетворило США, которые, как заявлял месяц назад спецпредставитель американского президента Стивен Уиткофф, добиваются жесткого механизма верификации иранского атома.
В эти выходные США и Иран при посредничестве Омана провели четвертый раунд переговоров по ядерной проблематике. Именно во время этой встречи министр иностранных дел Исламской Республики Аббас Арагчи представил план консорциума Уиткоффу, уточняет NYT.
Инициатива с созданием многосторонней компании была разработана не сегодня. В общих чертах она была обрисована в статье под авторством бывшего иранского переговорщика по ядерному досье Хоссейна Мусавиана и профессора Принстонского университета Фрэнка фон Хиппеля, которая вышла в американском журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» 10 октября 2023 года. В ней авторы заявили, что ситуацию вокруг иранской ядерной программы можно было бы урегулировать, сформировав специальный региональный консорциум. В качестве потенциально подходящей модели они приводят Urenco – государственный концерн по обогащению урана, который принадлежит правительствам Великобритании, Германии и Нидерландов.
«Многонациональный консорциум был бы экономически жизнеспособным, – говорится в аналитике для «Бюллетеня ученых-атомщиков». – Он также дал бы миру большую уверенность в том, что обогащение осуществляется исключительно в мирных целях, и стал бы большой мерой укрепления доверия между государствами в регионе». Авторы отмечают, что такая система сотрудничества могла бы «включать многосторонний механизм обогащения в сочетании с обязательством членов консорциума не приобретать ядерное оружие».
Мусавиан и фон Хиппель допускали, что Израиль, располагающий незадекларированным ядерным оружием, тоже мог бы присоединиться к консорциуму и контролировать процесс, если бы сам отказался от собственных ядерных разработок и согласился демонтировать существующие арсеналы. «Это реализовало бы мечту о зоне, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке. Она была в международной повестке в течение 50 лет», – напоминают авторы.
Текущая инициатива Ирана, как отмечает The Guardian, является способом склонить страны Персидского залива, оказывающие существенное влияние на Трампа, поддержать позицию иранских властей, которые не хотят жертвовать собственной программой обогащения. Тем более что аравийские государства заинтересованы в развитии собственной ядерной промышленности в мирных целях. Например, это является частью двусторонних переговоров между Вашингтоном и Эр-Риядом. По данным The Guardian, Тегеран рассматривает свое новое предложение как серьезную уступку, потому что именно этот план предоставит его соседям по региону доступ к иранским ноу-хау в ядерной сфере и лишит иранский атом полной конфиденциальности.
Сейчас Персидский залив одобряет американо-иранские переговоры. «Королевство полностью поддерживает переговоры между США и Ираном по ядерному досье. Мы надеемся увидеть прогресс в переговорном процессе и его успешное завершение», – заявил 14 мая министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан.
Идея консорциума изменит для Ирана круг международных гарантов. Ими станут игроки региона, в то время как гарантами СВПД в свое время стали страны «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия).
С европейскими партнерами Тегеран сейчас ведет отдельные консультации. 16 мая в Турции состоятся переговоры между Ираном и странами «евротройки» (Британия, ФРГ и Франция) на уровне заместителей министров иностранных дел. Одной из тем станет судьба санкций Совета Безопасности ООН против Ирана, отмененных по условиям СВПД. Возможность их полного восстановления у европейских стран есть ровно до октября, когда должен истечь срок действия СВПД. Но, как констатируют в МИД Ирана, у «тройки» сейчас нет реальных рычагов влияния на ядерный вопрос, потому что европейские страны «сами оказались в некоторой изоляции» на фоне американо-иранских переговоров в Омане.