0
167
Газета Экономика Печатная версия

05.10.2025 19:53:00

Бизнес оптимизирует налоги за счет сотрудников

Штрафы и черные списки работодателей не мешают предпринимателям экономить на социальных отчислениях

Тэги: бизнес, предприниматели, социальные отчисления, экономия, налоговая оптимизация, теневая занятость


бизнес, предприниматели, социальные отчисления, экономия, налоговая оптимизация, теневая занятость Глава Роструда Михаил Иванков видит успехи в выявлении теневой занятости. Фото РИА Новости

В России расширяется серая зона «налоговой оптимизации», когда трудовые отношения подменяются договорами оказания услуг. Вместо трудовых договоров работодатели зачастую предлагают работникам стать индивидуальными предпринимателями (ИП) или самозанятыми. За год численность работников по договорам оказания услуг увеличилась сразу на 42%, сообщил Росстат. В 85% случаев компании подменяли трудовой договор налоговым режимом самозанятости, чтобы уменьшить налоговую нагрузку, заявляли в Минтруде по итогам выездных проверок. В ведомстве обещают законодательно расширить понятие трудовых отношений.

В РФ наблюдается бурный рост замещения рабочих мест работниками, оформленными не по трудовым договорам, а по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), показывают последние данные Росстата. Так, по итогам июля 2025 года из общего числа замещенных рабочих мест (35,1 млн) около 1,7 млн трудились по гражданским и коммерческим договорам. По сравнению с прошлым июлем численность работников, оформленных по ГПХ, увеличилась сразу на 42%. А по итогам семи месяцев этого года рост составил почти 26%.

Напомним, трудящихся по договорам ГПХ не оформляют в штат, но с их вознаграждения надо платить налоги и страховые взносы. По таким контрактам определяются две стороны: исполнитель и заказчик. Между ними прописываются условия сотрудничества, права и обязанности сторон, однако между ними нет трудовых отношений. Неоднократно подчеркивалось, что использовать договор ГПХ для постоянных сотрудников незаконно. По договору ГПХ можно нанимать людей без какого-либо статуса, а также самозанятых и ИП. Однако налоги и страховые взносы нужно платить только за исполнителей, которые не зарегистрированы как ИП или самозанятые.

Налоговые службы постоянно жалуются на «фиктивную занятость» и «подмену трудовых отношений». «Некоторые субъекты хозяйствования с целью экономии на налогах и страховых взносах вместо заключения трудовых договоров предлагают потенциальным работникам зарегистрироваться… самозанятыми и оказывать услуги (выполнять работы) в рамках гражданско-правового договора. Таким образом осуществляется подмена трудовых отношений, то есть работник выполняет функции штатного сотрудника, но при этом оформлен как самозанятый. При заключении таких договоров субъекты хозяйствования не удерживают и не перечисляют в бюджет налоги, а физические лица лишаются социальных и пенсионных гарантий», – подчеркивали в Федеральной налоговой службе (ФНС).

На проблему такой неправильной занятости обращают внимание и правительственные министры. По словам главы Минтруда Антона Котякова, сегодня в России уже свыше 14 млн самозанятых. И Минтруд, Роструд и ФНС совместно проводят проверки подмены трудовых отношений. «Мы 170 профилактических визитов (на предприятия. – «НГ») провели, поговорили с работодателями и увидели, что в 84% случаев мы правы», – заявил в середине сентября Антон Котяков, выступая на Всероссийской неделе охраны труда. При этом, по словам министра, Роструд продолжает проводить «профилактические проверки». Большинство проверенных чиновниками работодателей злоупотребляют режимом самозанятого и переводят свой персонал в этот режим, чтобы оптимизировать свои налоговые отчисления.

В Роструде отмечали, что только по итогам первого полугодия 2025 года ведомством было выявлено свыше 470 тыс. нелегально занятых работников, что почти на треть больше показателя прошлого года. Как объяснял глава Роструда Михаил Иванков, их численность выросла, так как и сама выявляемость теневой занятости повысилась. «С 2015 года мы занялись этой темой, в регионах были образованы комиссии по борьбе с нелегальной занятостью. Они работали, но полноценных полномочий не было. Теперь в новом законе о занятости появилась 66-я статья, которая ввела деятельность этих комиссий в правовое поле, и соответственно комиссии стали работать уже по-другому», – объясняют чиновники. 


187-4-2-650.jpg
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях, в % к соответствующему
месяцу предыдущего года.  Источник: Росстат



















Из всех выявленных случаев теневой занятости около 97% нарушений исправлены и трудовые отношения уже легализованы тем или иным способом, уточнял Иванков. Чиновник также отмечал, что в настоящий момент семь регионов апробируют методику Роструда по выявлению нелегальной занятости и лучшие практики могут распространить по всей стране.

В целом же за последние три года из тени удалось вывести более 2 млн нелегально занятых россиян именно благодаря работе комиссий по предотвращению нелегальной занятости, заявлял весной Михаил Иванков. Помимо комиссий с этого года Роструд начал формировать реестр работодателей, у которых были зафиксированы случаи нелегальной занятости. В список будут включать компании, которые подменяют трудовые отношения гражданско-правовыми договорами или уклоняются от оформления трудовых договоров с работниками. Реестр публикуется на официальном сайте Роструда. В настоящий момент в реестре содержится 382 записи. Подчеркивалось, что у попавших в черный список компаний впоследствии могут возникнуть проблемы с набором квалифицированных сотрудников или получением мер государственной поддержки, заключением выгодных контрактов (см. «НГ» от 19.12.24). Однако похоже, что стимулы для налоговой оптимизации сохраняются.

«Мы сегодня сформировали критерии отношений, которые устанавливаются между заказчиком и исполнителем. Они свидетельствуют о том, что произошла подмена трудовых отношений», – рассказывал в сентябре глава Минтруда, напоминая, что признаки трудовых отношений определяются в ст. 15 Трудового кодекса (ТК). «Мы понимаем, что эти признаки трудовых отношений нам необходимо корректировать. То есть с учетом той практики, которую мы получили путем анализа работы с конкретными работодателями, с учетом внедрения новых технологий, выстраивания отношений между заказчиками и исполнителями, в том числе и в рамках платформенной экономики, нам необходимо корректировать признаки трудовых отношений и 15-ю статью делать более емкой, с тем чтобы закрыть эту серую зону, которая сегодня сформировалась», – подчеркивал Котяков.

К признакам трудовых отношений чиновники относят выполнение работником определенной трудовой функции, регулярную оплату труда работнику, подчинение его графику труда работодателя. Минтруд предлагал внести поправки в ТК, для того чтобы законодательно расширить признаки трудовых отношений. В частности, предлагалось дополнить их такими критериями, как «устойчивый и стабильный характер отношений», «подчиненность и зависимость труда», «интегрированность работника в организационную структуру работодателя», «осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным или основным источником дохода» и прочего. Предполагалось, что уточнение таких критериев поможет избежать смешения правоотношений и исключить возможные споры.

В свою очередь, ФНС к основным признакам подмены трудовых отношений относил наличие у самозанятого в контракте графика работы или обязанность выполнять работы на территории работодателя, наличие ежемесячной оплаты труда, заключение соглашения сроком на целый год, а также доход от одного заказчика. Налоговые службы также предупреждают, что подтверждение фактов подмены трудовых отношений грозит таким работодателям штрафами и доначислением налогов. К примеру, в Крыму налоговые органы выявили 15 работодателей, которым были «уточнены налоговые обязательства» на сумму свыше 14 млн руб.

По мнению части экспертов и чиновников, переход на ГПХ и использование труда самозанятых не обязательно говорит о прямой попытке налоговой оптимизации. Так, глава Минэкономразвития Максим Решетников замечал, что в настоящий момент идет параллельное и конкурентное сосуществование трудовых договоров, гражданско-правовых отношений и самозанятости. «Это создает эффект «мимикрии» – когда фактически один и тот же труд оформляется по разным правовым схемам. Чаще всего – чтобы оптимизировать издержки. Как следствие: риски неустойчивой занятости, снижение защищенности работников, дисбаланс в условиях конкуренции для бизнеса», – рассуждал он. «Молодежь, которая сейчас выходит и будет выходить на рынок труда, для нее важны гибкие формы занятости, они не готовы заниматься непроизводительным трудом», – добавлял министр.

Адвокат Лиля Каттакулова не исключает, что идет не просто фискальная оптимизация за счет перехода работников из трудовых отношений в гражданско-правовые. «Это было раньше. Сейчас тенденция набирает обороты не с позиции снижения трудовых гарантий, а потому, что через договоры ГПХ можно выводить денежные средства. Особенно если это договоры оказания услуг. Услуги не пощупать руками и нет предела возможности для вывода средств», – замечает она.

Руководитель группы «Шумейко и партнеры» Дмитрий Шумейко полагает, что речь идет все-таки о попытке бизнеса снизить издержки. «Стремительный рост на 42% в год объясняется стремлением бизнеса снизить общую фискальную нагрузку, поскольку страховые взносы по договорам ГПХ в среднем на 20–30% ниже. Кроме того, это дает компаниям гибкость, минимизируя риски и административные затраты, связанные с Трудовым кодексом. Ведь увольнение тоже занимает время, и возникают дополнительные выплаты в виде компенсации за неиспользованный отпуск и так далее. Важным фактором является и рост самозанятости, которую компании формально привлекают по таким договорам», – поясняет он.

По его мнению, пока борьба с подменой трудовых отношений не дает результатов из-за экономической целесообразности, уклонения для бизнеса и сложности тотального контроля над всеми компаниями. «Штрафы за неоформления часто ниже, чем постоянные расходы на налоги, а доказывать в суде факт трудовых отношений долго и трудозатратно», – говорит Шумейко.

«Нужно разделять два процесса. Первый – естественная замена «стационарных», классических рабочих мест на работу по договору ГПХ. Это обычная оптимизация. Возможно, часть данных Росстата отражает именно такое явление. Второй процесс – то, что государство называет злоупотреблением режимом самозанятости. Чтобы его отслеживать, и были установлены индикаторы», – рассуждает член генсовета «Деловой России» Олег Николаев. Текущую ситуацию он считает вынужденной. 


Читайте также


Студент не профессия, но и без дохода учащаяся молодежь не останется

Студент не профессия, но и без дохода учащаяся молодежь не останется

Елена Герасимова

Молодые люди ищут легкий заработок, но тратят рационально и умеют экономить

0
1251
Константин Ремчуков. В КНР создали концепцию цивилизации, нацеленную на преодоление западного образца модернизации

Константин Ремчуков. В КНР создали концепцию цивилизации, нацеленную на преодоление западного образца модернизации

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 29.09.25

0
3201
Константин Ремчуков. КНР хочет превратиться в «державу качества» и наращивает усилия по строительству «Прекрасного Китая»

Константин Ремчуков. КНР хочет превратиться в «державу качества» и наращивает усилия по строительству «Прекрасного Китая»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 22.09.25

0
5431
Российская экономика перешла в режим управляемой «мягкой посадки»

Российская экономика перешла в режим управляемой «мягкой посадки»

Анастасия Башкатова

Одним промышленникам ключевая ставка безразлична, другие считают, что она должна быть радикально снижена

0
4529

Другие новости