Коллаж НГ-Online
«Если страна объявлена врагом Соединенных Штатов, то ее можно атаковать и без разрешения Конгресса, только по указанию президента» – так прокомментировал очередной ракетный удар по венесуэльскому катеру в Карибском море представитель Пентагона. Министерства, называемого нынче вовсе не ответственным за оборону, а за самую настоящую войну. А поскольку президент Венесуэлы Николас Мадуро, которого американцы не признают таковым с прошлого года, объявлен ими же главой сразу двух наркокартелей, то вести с ним борьбу можно и нужно, не особо церемонясь с какими-то международными правилами.
Эскалация напряженности между Вашингтоном и Каракасом все ближе подвигает их к серьезному военному конфликту, в котором при неравенстве сил весь регион Карибов и Южной Америки может погрузиться в хаос. Если еще пару месяцев назад речь шла о возможном задержании американскими патрульными кораблями отдельных судов под венесуэльским флагом (в Каракасе их называют рыболовецкими баркасами), то сейчас количество их потопленных исчисляется десятком при 21 убитом и более 40 раненых.
Любопытно, что в ряде российских СМИ отставные военные начали гадать, что будет, если США на самом деле нападут на Венесуэлу, у кого больше или меньше из них оружия и сколько вообще такой военный конфликт может продлиться. Ссылаются они при этом на один из выходящих в Вашингтоне бесплатных еженедельных журналов (а вовсе это не газета), лежащих в железных ящиках возле станций метро американской столицы. Его репортеры известны в Америке тем, что очень любят погадать гипотетически на тему «а что случится, если…».
Так вот, совершенно очевидно, что никакой военной операции против Венесуэлы и уж тем более высаживать там десанты, какие-то карательные отряды и прочее американцам нет никакого смысла. Принципиально важно то, что борьба с наркоторговцами (в том числе на государственном уровне) – это очевидный предлог для смены власти в этой стране. То, что Мадуро американцы, а также многие другие страны не признают законным президентом, вовсе не объяснение необходимости устранять его силой.
Как раз напротив: под прикрытием якобы «борьбы с наркоторговлей» американское руководство вполне может привести ситуацию внутри Венесуэлы к серьезному как экономическому, так и политическому кризису. То, что якобы тем самым Вашингтон лишь усиливает позиции президента на волне роста патриотических чувств среди рядовых граждан страны, вряд ли стоит серьезно рассматривать. Сотни тысяч венесуэльцев, которые нынче по призыву президента записываются в отряды народной милиции, очевидно, ничего не смогут сделать с запуском по венесуэльской территории десятков американских крылатых ракет морского базирования.
Натренированные стрелять из автоматов по движущимся мишеням в джунглях, граждане Венесуэлы не смогут остановить именно дистанционное нападение армии США. Которое, с учетом прежних американских военных кампаний в Ираке и Афганистане, оказывается самым эффективным методом принуждения противоположной стороны если не к полной капитуляции, то как минимум согласию на выполнение целого ряда требований лично Дональда Трампа и его администрации.
Не нужна американцам в этой ситуации никакая партизанская война, если они, разгромив на расстоянии ракетными ударами (как это было с бывшей Югославией) основные подразделения венесуэльской армии, решатся на высадку и захват стратегических объектов на территории Венесуэлы. Максимум, что может произойти – это захват лично Мадуро в результате спецоперации, как это было в 1989 году с панамским генералом-президентом Мануэлем Норьегой. Но тогда не было необходимости у армии США использовать какие-то современные средства борьбы с противником (у Панамы вообще не было, по сути дела, тогда армии).
Первое лицо Венесуэлы, судя по целому ряду косвенных признаков, вполне можно задержать во время его очередной заграничной поездки, вместо того чтобы штурмовать президентский дворец в Каракасе. Да и наносить удар по собственному престижу, свергая в открытом конфликте главу государства Латинской Америки, пусть даже не всеми признанного, в нынешних условиях Белому дому ни к чему. И дело не только в постоянно муссируемой СМИ теме якобы маниакального желания Трампа получить за свои миротворческие усилия Нобелевскую премию. Просто на срок нахождения во власти американский президент поставил перед собой конкретную задачу – сменить руководство в трех странах, которое его давно уже не устраивает.
Не случайно, что на предстоящем саммите стран Америки, который пройдет в декабре в Пунта-Кана (Доминиканская Республика), представители Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, как и в прошлом году, на мероприятие допущены не будут. Первые лица вышеупомянутых стран уже выразили свой протест руководству Доминиканской Республики, обвинив его в «потакании давлению американских империалистов». Но эти самые «империалисты» под руководством Трампа хотят «успеть» много чего изменить не только на Ближнем Востоке и Украине, но и у себя на «заднем дворе».
А если в борьбе с наркоторговлей и «угрозой безопасности Соединенных Штатов» удастся свергнуть главу другого государства – значит на это и будет делаться ставка. Кстати, только что Верховный суд США лишил возможности 600 тыс. венесуэльцев продлевать статус беженцев, который им был дарован прежней администрацией Белого дома при президенте Джозефе Байдене. Теперь, как официально заявили представители Госдепартамента, все они будут в ускоренном порядке отловлены и депортированы на родину. Что, судя по расчетам американской стороны, должно будет помочь дальнейшему расшатыванию политической ситуации в Венесуэле.