У вашингтонских чиновников вынужденный отпуск. Фото Reuters
В ночь со вторника на среду работа части (но не всех!) государственных структур США была остановлена, а тысячи госслужащих отправились в принудительный отпуск на неопределенный срок. Произошло то, что случается в стране с незавидной регулярностью: республиканцы и демократы не смогли вовремя договориться о бюджете на следующий финансовый год. Пугающая американцев специфика этого шатдауна заключается в том, что он пришелся на каденцию Дональда Трампа. В первый его президентский срок был поставлен абсолютный рекорд в истории страны и по количеству такого рода происшествий, и по их длительности.
Шатдаун относится к числу хронических проблем американской политики. То, что он возможен, предупреждают за месяцы до его наступления. Тем не менее в последние десятилетия разве что при Джозефе Байдене их удавалось избежать. Предшественник Трампа и его Демократическая партия соглашались в последний момент чем-нибудь поступиться, и в результате временный бюджет принимали.
Отчасти над ними довлел не самый полезный опыт однопартийцев-предшественников: Билла Клинтона и Барака Обамы. При их администрациях шатдауны случались, как правило, по вине демократов, которые не соглашались договариваться с республиканцами и шли, что называется, на принцип. А Трампа в политике мало что смущает и страшит. К уступкам же по тем вопросам, которые ему представляются особо важными, он никогда не был склонен. Видимо, поэтому его первая четырехлетняя каденция ознаменовалась тремя шатдаунами. Один из них, завершившийся в январе 2019 года, длился рекордные 35 дней. Дело в том, что Трамп категорически отказывался подписывать бюджет, в который не были заложены расходы на усиление охраны мексикано-американской границы. Но шесть лет назад расклад сил в Конгрессе кардинально отличался от нынешнего.
Сейчас в обеих палатах законодательного органа республиканцев большинство. Разве что в Сенате у них нет 60 голосов из 100, необходимых для самостоятельного принятия бюджета. На Сенате-то дело и застопорилось. Демократическая фракция верхней палаты отказалась принять предложенный республиканцами законопроект о медицинском обслуживании, составную часть бюджетного законодательного пакета. В нем им не нравится многое. Прежде всего – отмена программы Medicaid. Она, как считают демократы, расширяет доступ к медицинским услугам малообеспеченных слоев населения или (это уже мнение сторонников Трампа) способствует росту иждивенческих настроений среди тех, кто не желает работать и предпочитает сидеть на пособиях.
Лидер республиканского большинства в Сенате Джон Тун сказал, что работа государственных учреждений может возобновиться «хоть завтра». Для этого должно найтись всего лишь несколько демократов, которые будут думать не о партийной дисциплине, а о будущем Америки. Возможно, таковые действительно скоро найдутся. Шатдаун – важное политическое оружие. Госслужащих в США относительно много. Если они решат, что их оставили без денег по чьей-либо конкретной вине, свое отношение к виновнику будет без колебаний высказано на выборах. А они в США уже в следующем году. Переизбирается Конгресс. Демократы, как видно, решили, что в этих условиях президент должен проявить уступчивость в бюджетных вопросах, поэтому заблокировали принятие бюджета. Однако Трамп в очередной раз проявил свои бойцовские качества.
Одна из интриг нынешнего шатдауна заключается в том, что он практически совпал с выступлением президента на базе морской пехоты в Куантико. Там Трамп почти прямым текстом анонсировал сокращения в оборонном ведомстве. Это значит, что кампания зачистки госаппарата с увольнением тысяч сотрудников, которая, казалось бы, прекратилась этим летом с отставкой с поста главы Департамента эффективности правительства (DOGE) миллиардера Илона Маска, возобновляется. Тогда получается, что многие госслужащие рискуют не вернуться из принудительного отпуска. Вопрос, какие именно.