0
4426
Газета В мире Интернет-версия

31.07.2013 00:01:00

Агент Кремля сбежал из Лондона в Москву

Владимир Скосырев

Об авторе: Ким Филби был руководящим сотрудником MI-6 и «агентом Кремля». Фото РИА Новости

Тэги: шпионаж, разведка, филби, сноуден


шпионаж, разведка, филби, сноуден

Вчера исполнилось 50 лет с того дня, как СССР предоставил политическое убежище Киму Филби. Эта дата напоминает о том, что сотрудники западных спецслужб не раз искали укрытия в нашей стране и раньше. Хотя трудно найти что-то общее между талантливым компьютерщиком Эдвардом Сноуденом, чьи мотивы не ясны, и английским разведчиком, который был убежденным антифашистом. Накануне войны, когда Англия договаривалась с Гитлером, Филби увидел в Советском Союзе силу, которая может остановить нацистов, и стал ему помогать. 

В Британии до сих пор называют «дело Филби» предательством века. И в прессе продолжают публиковать материалы, которые должны пролить новый свет на то, почему сын крупного чиновника британской колониальной администрации, закончивший элитную школу и Кембриджский университет, стал сотрудничать сначала с Коминтерном, а затем с советскими спецслужбами. 

Такой подход британских авторов представляется однобоким. Они никак не хотят рассмотреть мотивацию молодого Филби в широком историческом контексте. Ведь Лондон вел дело к мюнхенскому сговору с Гитлером. А Советский Союз в глазах левой интеллигенции превратился в единственную силу, способную остановить нацистов. Эти антифашисты, и Филби в том числе, не могли представить, что Сталин в 1939 году сделает попытку избежать схватки с Германией, заключив с ней пакт о ненападении. 

Из книг, изданных в Англии, да и у нас, хорошо известно, как Филби в 30-х годах установил связь с Федерацией помощи жертвам германского фашизма во Франции, а затем и с подпольем Коминтерна в Австрии. Пакт Молотова–Риббентропа шокировал молодого человека, который во время гражданской войны в Испании подвергался смертельному риску, собирая сведения, нужные Москве. 

Связь с центром была потеряна, но впоследствии восстановлена. Филби, как и Рихард Зорге, информировал Кремль о подготовке операции «Барбаросса», но его предупреждения были сочтены английской провокацией. Во время Великой Отечественной войны Филби, как и другие четыре члена «кембриджской пятерки» – сотрудники британских спецслужб, помогавшие России, снабжали наше командование ценнейшими сведениями о вермахте и германской агентуре. 

Но как Филби удалось избежать разоблачения после того, как в 1951 году двое его коллег – советские шпионы Доналд Маклин и Гай Бэрджес – попали «под колпак» контрразведки и вынуждены были бежать в СССР? Филби тоже оказался под подозрением, со службы пришлось уйти. Тем не менее он постарался сохранить связи с истеблишментом и предложил свои услуги газете Observer. 

Редактором этого респектабельного еженедельника был Дэвид Астор, как и Филби, принадлежавший к элите общества. Оба общались с видными политиками и репортерами в эксклюзивных лондонских клубах. Observer в связи с пятидесятилетием бегства Филби провел расследование того, почему его все же взяли в 1955 году на работу и назначили корреспондентом по Ближнему Востоку. Корпункт располагался в Бейруте.
Картина выглядит так. Сам Астор не получал денег от секретной службы MI6. Но во время войны участвовал в диверсионных операциях против оккупантов во Франции. И, став после войны редактором, принимал на работу репортеров, связанных с британской разведкой. Одним из них был кремленолог Эдвард Крэнкшоу. «Методы сбора разведывательной информации в клубах сохранились. Огромная часть британского шпионского бизнеса все еще делалась в клубах… В атмосфере, где слова заменяли кивки головы и подмигивания, линия различия между журналистикой и обороной отечества стала неразличимой», – говорится в статье. 

Возможно, принадлежность Филби к высокому лондонскому кругу сыграла роль в том, что он получил место корреспондента. Но ведь в возможность измены не верило и правительство. Не кто иной, как министр иностранных дел Гарольд Макмиллан заявил в 1955 году в Палате общин: «Нет оснований заключить, что господин Филби предал страну». 

Словом, советскому «кроту» удалось тогда перехитрить преследователей. Но облако подозрений над ним сгущалось. К тому же британские коллеги-репортеры тоже могли предложить контрразведке компрометирующие сведения о нем. Радиослужба Би-би-си Radio4 недавно проверила сведения об английских журналистах, работавших на спецслужбы, которые в пропагандистских целях в 1958 году напечатала советская пресса. Эти сведения содержались в памятных записках секретной службы MI6. В документах значились имена и псевдонимы репортеров и их кураторов в разведке. Как эти материалы попали в Москву? Полагают, что их добыл один из советских агентов в Англии. 

Вывод бывших сотрудников MI6 и экспертов, которых опросила Би-би-си, однозначен. Британская разведка действительно использовала репортеров и комментаторов английской прессы в холодной войне против СССР. Впрочем, действие равно противодействию. КГБ тоже прибегал к услугам журналистов. Во время перестройки и в начале 90-х годов у нас об этом рассказывалось в газетах, и в других медиа.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
602
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
759
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
649
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
518

Другие новости