0
3973
Газета В мире Интернет-версия

20.06.2017 00:01:00

Китай отправляет БРИКС на Шелковый путь

Тэги: китай, мид, брикс, саммит, экономика, шелковый путь


китай, мид, брикс, саммит, экономика, шелковый путь Министры иностранных дел собрались в Пекине, чтобы согласовать позиции в преддверии саммитов G20 и БРИКС. Фото Reuters

В Пекине состоялась встреча глав МИДов государств БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Вслед за ней в Китае должен пройти саммит этой группировки. Руководители дипломатических ведомств КНР и РФ призвали ее участников в преддверии встречи в верхах координировать свои действия в интересах развивающихся стран. Но, как отмечает эксперт, Китай на деле намерен использовать БРИКС для продвижения своего проекта «Один пояс – один путь».

Термин БРИК – от английского bric (кирпич) ввел в обиход бывший экономист банка Goldman Sachs Джим О’Нейл в 2001 году. Как передает агентство Bloomberg, этот акроним стал обозначением самых быстрорастущих развивающихся экономик. Впоследствии к нему была добавлена буква S – Южная Африка.

В течение десятилетия, которое завершилось 30 декабря 2012 года, ценные бумаги развивающейся страны приносили годовой доход в 17% – вдвое больше, чем в развитых странах. Все это изменилось в годы спада, когда инвесторы боялись, что Бразилия и Индия не сумеют оплачивать свои потребности в иностранной валюте. Откликаясь на такие настроения, группа Goldman Sachs в 2015 году прекратила упоминать о БРИКСе.

Но в начале этого года Goldman сигнализировал, что инвесторам стоит снова ориентироваться на БРИКC и делать ставки на валюту Бразилии, России и Индии. По словам О’Нейла, который работал впоследствии в Министерстве финансов Британии, страхи, связанные с экономическим замедлением Китая, безосновательно раздуты.

Индия, вторая по населению держава мира, может стать одним из самых динамичных рынков в следующие несколько лет и перегнать Китай по темпам годового роста. Возрождается после рецессии Бразилия. Марк Мобиус, председатель Templeton Emerging Markets Group, говорит, что Россия тоже выгадает от восстановления роста. По его мнению, оно произойдет благодаря диверсификации и уменьшению зависимости от энергии и сырья.

Лондонский журнал Economist пишет, что раньше из кирпичей БРИКС невозможно было сложить стену. Но в 2017 году четыре самых крупных развивающихся рынка (но не ЮАР) стали расти. Словом, основания для того, чтобы величать БРИКС умирающей структурой, как это делали некоторые СМИ на Западе, вроде бы исчезли.

Естественно, министры, слетевшиеся на встречу в Пекине, стремились поддержать оптимистический настрой. Все они говорили о необходимости координировать подходы к ключевым проблемам дня, подчеркивает АР. Это особенно важно в связи с тем, что президент США Дональд Трамп выводит Америку из многосторонних договоренностей, таких как Парижское соглашение по климату и Транстихоокеанское партнерство.

Министр иностранных дел КНР Ван И указал, что в будущем году Китай расширит сотрудничество с членами группы в торговле и сфере инвестиций. Глава российской дипломатии Сергей Лавров отметил, что лидеры «пятерки» встретятся на саммите G20 в Гамбурге, а затем на саммите БРИКС в китайском городе Сямэнь в сентябре. В связи с этим он призвал коллег обсудить международные проблемы и кризисы и согласовать позиции.

Предложение не встретило возражений. Но насколько близки взгляды руководителей пяти государств? В беседе с «НГ» руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов отметил, что, «когда создавался БРИКС, практически все основные страны-участницы были на взлете. И основная идея была – финансировать региональные инфраструктурные проекты. Но Китай выдвинул свою идею «Пояс и путь». То есть у китайцев изменилась основная концепция. По сути, инфраструктурные проекты продвигаются не группами стран, как это раньше предлагали БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), а Китаем, который выступает как основной спонсор и автор этих проектов».

Первым эту идею выдвинул на саммите ШОС председатель КНР Си Цзиньпин. Он говорил, что страны ШОС должны быть объединены одной судьбой, она связана с «Поясом и путем». Сейчас Пекин скорее всего будет обсуждать и в рамках БРИКС новую концепцию о том, что китайское присутствие в странах-участницах активизируется. Оно будет связано с конкретными инфраструктурными проектами.

«Китаю, безусловно, интересно включить далекие от него страны в Латинской Америке и Африке в концепцию «Пояса и пути». Но есть две страны – Индия и Россия, у которых о ней свои представления. Они не присоединились к этой концепции полноценным образом. Я полагаю, что Китай предложит этим неприсоединившимся странам взаимодействовать через БРИКС», – сказал Маслов.

В Пекине обсуждаются вопросы безопасности и борьбы с терроризмом. Но для Китая самое главное – использовать БРИКС как инструмент для продвижения концепции «Пояса и пути», заключил эксперт.

Характерно, что Индию представлял на встрече в Пекине госминистр иностранных дел (замминистра) Виджай Кумар Сингх, имеющий чин генерала. И он сделал упор на необходимости объединить силы против терроризма. Подтекст очевиден. Дели считает, что террористы приходят на его землю из Пакистана. Тут позиция Дели и Пекина расходятся. Китай отказывается публично осудить исламистские группировки, которые базируются в Пакистане.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
681
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1363
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1197
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2277

Другие новости