Теоретики креативной экономики – Джоэль Мокир, Филипп Агьон и Питер Хоуитт. Фото Reuters
Лауреатами премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля за 2025 год стали американец Джоэль Мокир, француз Филипп Агьон и канадец Питер Хоуитт. В Нобелевском комитете сообщили, что премия вручается «за объяснение инновационного экономического роста». В комитете отметили, что половину премии получил Мокир за «выявление предпосылок для устойчивого роста посредством технологического прогресса». Вторую половину премии разделят Агьон и Хоуитт «за теорию устойчивого роста через креативное разрушение». Как отмечается в официальном пресс-релизе, ученые «показали, как новые технологии могут способствовать устойчивому росту».
«За последние два века, впервые в истории, мир стал свидетелем устойчивого экономического роста. Это помогло огромному числу людей выбраться из нищеты и заложило основу нашего процветания. Лауреаты премии этого года по экономике объясняют, как инновации служат импульсом для дальнейшего прогресса», – говорится в заявлении Шведского национального банка.
«Работы лауреатов показывают, что экономический рост нельзя воспринимать как должное. Мы должны поддерживать механизмы, лежащие в основе созидательного разрушения, чтобы не скатиться в стагнацию», – отметил Джон Хасслер, председатель Комитета премии по экономическим наукам.
Мокир использовал примеры из истории, чтобы объяснить причины устойчивого экономического роста на планете и почему он становится новой нормой. Он доказал важность научного объяснения причин последовательности инноваций. До промышленной революции такого объяснения не было, что затрудняло путь новым открытиям и изобретениям. Он также подчеркивал важность открытости общества новым идеям и готовности к переменам.
Агьон и Хоуитт исследовали механизмы, лежащие в основе устойчивого роста. В статье 1992 года они описали математическую модель так называемого креативного разрушения: когда на рынок выходит новый и улучшенный продукт, компании, продающие товары предыдущего поколения, начинают сталкиваться с убытками. Инновация представляет собой нечто новое и потому она креативна, однако она и разрушительна, поскольку компании с устаревшими технологиями оказываются на обочине рынка.
Лауреаты этого года по-разному показывают, как креативное разрушение порождает конфликты, которые необходимо разрешать конструктивно. В противном случае компании, занявшие определенные ниши, будут блокировать инновации из-за угрозы оказаться в невыгодном положении.
«НГ»