На некоторых нефтеперерабатывающих заводах уже установлены антидроновые сетки. Фото из социальных сетей
Новые гарантии бюджетных выплат нефтяным компаниям повышают надежды на некоторую стабилизацию топливного рынка РФ. В воскресенье, 12 октября, президент Владимир Путин ввел своим указом семимесячный мораторий на обнуление бюджетных выплат нефтяникам (демпфер). Но быстрого эффекта ждать не стоит. В понедельник пошли вниз биржевые цены только на бензин АИ-95, дизтопливо и другие сорта бензина продолжали дорожать. Из регионов поступают новости о дефиците топлива на заправках. Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов сразу же пообещал не повышать налоговую нагрузку на нефтяные компании в РФ.
Проблемы с обеспечением внутреннего топливного рынка будут решены в ближайшее время, объявил 13 октября в Госдуме министр финансов РФ Антон Силуанов.
Он также заявил, что каких-либо изменений налогового законодательства для нефтяного производства делать не нужно.
«Видим, что сегодня компании нефтепереработки работают с напряжением. Поэтому если мы будем еще увеличивать нагрузку на этот сектор, цены на нефтепродукты на нашем внутреннем рынке также будут реагировать. Считаю, что каких-либо изменений налогового законодательства в части дополнительных изъятий в нефтеперерабатывающем производстве в настоящее время делать не нужно. Наоборот, принято решение об изменении порядка уплаты демпфера, который увеличивает возможности нефтеперерабатывающего производства держать цены на нефтепродукты, сохранять их доступными для наших граждан», – сообщил Силуанов. Так он отреагировал на подписанный накануне президентский указ, который ввел мораторий на обнуление топливного демпфера. Расчет бюджетных выплат (демпфера) с октября 2025 года по май 2026 года будет производиться без учета отклонения средних оптовых цен на дизельное топливо и 92-й бензин от предельных отметок.
Между тем последние годы угроза обнуления демпфера рассматривалась властями как механизм сдерживания слишком быстрого повышения внутренних цен на топливо со стороны нефтяных компаний (см. «НГ» от 23.01.22). Но в 2025 году российские власти начали менять отношение к условиям бюджетных выплат нефтяникам. Сначала чиновники предложили отменить задним числом правила расчетов величины бюджетных субсидий. А потом предложили отменить и сам механизм привязки этих субсидий к официальной инфляции, которую публикует Росстат (см. «НГ» от 18.09.25). Однако новый указ президента фактически установил мораторий на подобные регуляторные нововедения.
Несмотря на более ранние обещания правительства продолжить выплату бюджетных субсидий нефтяникам, в стране продолжался рост как оптовых, так и розничных цен на топливо.
Не случилось перелома в понедельник и на бирже, где определяется уровень оптовых цен. Биржевые цены бензина марки АИ-92 на торгах в понедельник выросла на 0,02% и остается выше 74 тыс. руб. за тонну на фоне ввода моратория на обнуление топливного демпфера, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Цены на бензин этой осенью находятся на рекордных уровнях – на прошлой неделе был обновлен исторический максимум по 92-му бензину в 74,202 тыс. руб. за тонну. Цена бензина АИ-92 на сегодняшних торгах составила 74,167 тыс. руб. за тонну. Цена АИ-95 по территориальному индексу европейской части РФ снизилась за день на 0,33% – до 80,031 тыс. руб. за тонну.
Стоимость летнего дизельного топлива выросла за день на 0,67% – до 73,551 тыс. руб. за тонну, что ниже рекордов сентября 2023 года в 75,036 тыс. руб. за тонну. Стоимость межсезонного дизеля также прибавила на сегодняшних торгах 0,32% и поднялась до 70,749 тыс. руб. за тонну, зимнего дизеля – выросла на 0,02%, до 77,616 тыс. руб. за тонну.
Однако в Минэнерго утверждают, что введение моратория на обнуление топливного демпфера будет способствовать стабилизации цен на внутреннем рынке моторного топлива. В свою очередь, вывод из-под акциза дизельного топлива, получаемого при смешении его летних сортов с авиационным керосином, позволяет повысить экономическую эффективность производства морозостойких сортов дизельного топлива.
«Минэнерго России и правительство РФ считает своим абсолютным приоритетом полное удовлетворение потребностей граждан и промышленности в топливе и продолжает в ручном режиме вести работу по поддержанию стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, применяя для этого весь спектр необходимых инструментов. Так, ранее до конца 2025 года введены временные запреты на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для «непроизводителей». Эта мера позволяет не допустить перепродажу на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка», – говорится в сообщении Минэнерго.
Заявленные приоритеты ведомств – это замечательно. Но по факту «полного удовлетворения потребностей граждан» пока не происходит. Так, в понедельник, 13 октября, появились сообщения, что в Новосибирске обострился дефицит бензина: на многих АЗС города стало невозможно заправиться самыми ходовыми марками топлива – АИ-92 и АИ-95. В редакцию издания «Сиб.фм» читатели массово присылают фотографии, на которых напротив этих марок на информационных стелах горят нули, что свидетельствует о полном отсутствии топлива. Сложившаяся ситуация подтверждает мрачный прогноз, который ранее для «Сиб.фм» озвучивал президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Сергей Лацких. Эксперт предупреждал, что запасы самых популярных марок бензина у большинства независимых сетей в регионе подходят к концу.
Дефицит бензина на заправках в регионах РФ парадоксальным образом позволяет чиновникам сообщать об отсутствии подорожания топлива и докладывать о более низкой инфляции. Но в тех регионах РФ, где бензин имеется, его подорожание вносит вклад в официальную инфляцию.
Влияние роста цен на бензин на общую инфляцию в РФ будет зависеть от скорости устранения нефтяными компаниями перебоев логистических цепочек, вопрос находится на контроле у Минэнерго, заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.
По данным Росстата, потребительские цены на бензин в России с 30 сентября по 6 октября выросли на 0,85% по сравнению с предыдущей неделей после повышения на 0,8% с 23 по 29 сентября. По отношению к началу года цены на бензин к 6 октября увеличились на 10,15%, более чем вдвое обогнав уровень общей инфляции (4,53% с начала года).