1
4139
Газета В мире Печатная версия

29.11.2017 00:01:00

Восточная Европа становится сферой влияния Пекина

Поезда с китайскими товарами идут в обход России

Тэги: будапешт, конференция, европа, китай, проекты, экспорт, инвестиции


будапешт, конференция, европа, китай, проекты, экспорт, инвестиции Ли Кэцян пытался убедить хозяина встречи Виктора Орбана в плюсах сотрудничества с КНР. Фото Reuters

В Будапеште состоялась конференция в формате «16+1», участниками которой стали страны Европы и Китай. Венгрия назвала встречу «открытием Востока». Партнеры рассчитывают, что КНР будет финансировать и строить дороги, электростанции, другую инфраструктуру. Но этот субрегиональный подход затрагивает стратегическую сферу и потому вызывает подозрение у ЕС. В Брюсселе полагают, что китайские проекты преследуют цель подорвать единую политику блока по отношению к Пекину.

В конференции участвовали Венгрия, Болгария, Румыния, Польша, Босния и Герцеговина, Сербия, Хорватия, Словения, Словакия, Албания, Чешская Республика, Македония, Черногория, Литва, Латвия и Эстония. 

Китай представлял премьер-министр Ли Кэцян. Он заявил, что более тесное сотрудничество КНР со странами региона поможет поднять их уровень жизни. Тут особую роль должен сыграть план «Нового Шелкового пути».

Глава правительства Венгрии Виктор Орбан заявил, что страны, представленные на форуме, нуждаются в притоке технологических и финансовых ресурсов извне, в том числе из Китая. Ведь европейские ресурсы тут недостаточны. В этой связи Орбан упомянул реконструкцию железной дороги между Будапештом и Белградом, которая ведется в основном за счет китайских средств. Эта линия может стать самым быстрым отрезком пути из Китая в Западную Европу. В свою очередь, Ли предсказал, что через пять лет страны Восточной Европы будут импортировать китайские товары стоимостью 8 трлн долл.

Польское правительство сообщило, что форум открыл потрясающие возможности, а Сербия назвала достигнутые на конференции договоренности «клеем, скрепляющим дружбу». Но, как пишет Financial Times, в ведущих столицах Евросоюза отклики на встречу были ядовитыми. Дипломаты боятся, что Пекин использует встречу, чтобы подорвать правила ЕС и извлечь выгоду из разногласий между восточными и западными членами блока.

Дело в том, что некоторые китайские проекты затрагивают политические и стратегические вопросы. «Этот субрегиональный подход (16+1) вызывает большие подозрения не только в Брюсселе, но также в столицах многих стран-членов», – сказал британской газете дипломат, который предпочел остаться анонимным. Формат «16+1» нарушает компетенции, которые являются прерогативой ЕС или противоречат его политике в отношении Китая, считает другой старший европейский дипломат.

Оправдывая подход 16 стран, Виктор Орбан говорит: «Центр тяжести мировой экономики смещается с Запада на Восток. В западном мире до сих пор некоторые это отрицают. Это отрицание не выглядит резонным».

Причины притяжения стран Центральной и Восточной Европы очевидны. С 2012 года китайские компании, поддержанные госбанками, объявили примерно о многомиллиардных инвестициях в инфраструктуру и промышленность. Для Китая 16 стран важны сами по себе. Но они служат также мостом в ЕС.

Западноевропейские державы встревожены тем, что более тесные связи относительно бедных стран ЕС с Пекином будут влиять на политику блока. В частности, Пекин решительно выступает против ветирования инвестиций извне в ЕС. И поддержка восточноевропейцев может помочь ему подорвать единые правила общего рынка.

Страсти накаляются. Зигмар Габриэль, вице-канцлер и министр иностранных дел Германии, призвал Пекин принять концепцию «одной Европы». Он сказал: «Если мы не сумеем создать одну политику по отношению к Китаю, то Китай преуспеет в расколе Европы».

Закономерно задуматься: если Пекин планирует массированно нарастить экспорт и инвестиции в Центральную и Восточную Европу, то как это скажется на России? В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил: «Цель Китая простая – подключить Восточную Европу к проекту «Один пояс – один путь». Для этого должна строиться высокоскоростная железная дорога Будапешт–Белград. А Евросоюз разрешения не дает. Если мы посмотрим на структуру торговли Восточной Европы, то обнаружим, что главное место по объему торговли занимает не Китай, а США, страны Западной Европы, Корея, Япония, Сингапур, Тайвань. Китай хочет увеличить долю своей торговли и ради этого проводит разные мероприятия».

Недавно прошел поезд Будапешт–Чанша (КНР). Касаясь этого события, Островский отметил, что он может пойти по маршруту через Азербайджан, Каспийское море, Казахстан. Хотя это путь более дорогой. Дешевле было бы возить через Россию. Но проект модернизации трассы Москва–Пекин остается на бумаге. Даже судьба скоростной дороги Москва–Казань не известна. Так что Россия пока не смогла использовать свое естественное географическое преимущество в качестве сухопутного моста между Китаем и Европой, заключил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Токио и Пекин установят между собой горячую линию

Токио и Пекин установят между собой горячую линию

Владимир Скосырев

Синдзо Абэ и Си Цзиньпин хотят растопить лед в отношениях двух держав

0
897
Генерал-майор Куй Яньвэй

Генерал-майор Куй Яньвэй

Редакция "НВО"

0
1311
Пекин делает ставку на стратегию активной обороны

Пекин делает ставку на стратегию активной обороны

Виктор Литовкин

О роли Вооруженных сил в дальнейшем развитии Китая

0
1856
Как Земной шар станет китайским

Как Земной шар станет китайским

Иван Шварц

В Пекине сформулирована глобальная внешнеполитическая стратегия

1
3984

Другие новости

Загрузка...
24smi.org