0
1054
Газета Акцент Интернет-версия

22.10.2003 00:00:00

Мифы народа СССР

Тэги: фотография, халип, выставка, ссср


фотография, халип, выставка, ссср Яков Халип.Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев со своей фотографией на Параде Победы работы Я.Халипа.
Фото предоставлено Галереей Люмьер

Александр Пушкин оживил статую Петра. В своей поэме "Медный всадник". Яков Халип - верный наследник Пушкина - оживил Ивана Федорова: на снимке "Дирижабль над Москвой и памятник первопечатнику" (1935). Первопечатник кажется скрючившимся злобным стариком. А огромный воздушный корабль выглядит на фотографии меньше памятника. Светлая сигара скомпонована с затемненной фигурой так, что кажется, будто она только что оттолкнулась от памятника. Чтобы лететь дальше.

Красивая символическая картинка. Советская репортажная фотография тридцатых в своих лучших образцах похожа на песни Гомера. Собственно событие служит лишь поводом, который помогает мифу проявиться. Везде рассыпаны образы-знаки. И гостиница "Москва", лежащая под дирижаблем, - не просто гостиница, а символ новой, социалистической столицы. И крупная надпись "СССР" на борту подчеркивает, что это не просто аэростат, а символ всей Страны Советов, отталкивающейся от своего прошлого (прошлое, в лице первопечатника Федорова, отворачивается). Человеку, окаменевшему в статуе, противопоставлена одушевленная машина.

Образцы новой техники вызывали у репортеров тридцатых ребяческий восторг. "Знамя и танк. Маневры РККА" (1938) - знамя живописно развевается, а танк ловко пойман в размыве движения - все вместе выглядит иллюстрацией к песне "Броня крепка, и танки наши быстры". Еще один снимок - подводные лодки стоят на приколе под бортом у большого корабля (от которого один борт только и виден) - как маленькие драконы под боком морского чудища. Это машины, которые обладают собственной жизнью.

Дирижабль - символ покорения воздуха. Подлодка - символ подчинения воды. В основе русского коммунизма лежало мифопоэтическое сознание. Поэтому были так важны перелет Чкалова, дрейф Папанина и ледовые злоключения Шмидта (Халип, кстати, снимал Папанина во льдах, за что и получил "Знак почета")... Борьба со стихиями представлялась естественной и необходимой задачей. А машины - магическими предметами, чья роль, однако, не сводима только к традиционной роли "помощников". Военная машина на снимках Халипа - квинтэссенция машины как таковой: сильная, быстрая, агрессивная. Она представлена во всем своем величии - во время торжественной демонстрации: на параде или маневрах.

Живые люди выглядят статуями. Лучший из портретов Халипа - "Торпедист (Виктор Кроков)" (1936) показывает человека, окаменевшего в борьбе со стихией. Тяжелый дождь бьет ему в лицо (дождь запечатлен на пленке многочисленными мелкими штрихами). Но и под жестким дождем это лицо остается маской мужества с застывшим выражением превосходства над стихией: острый нос, прищуренный глаз и строгий взгляд в прицел. Не просто персонаж, а победитель. Герой и природа сталкиваются. Природа неизбежно терпит поражение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
551
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
658
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
785
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
772

Другие новости