0
1177
Газета Акцент Интернет-версия

28.06.2006 00:00:00

На ход быка

Тэги: каллиграфия, история


Мировая каллиграфия неотделима от письменности, поэтому танцевать надо от печки. Первую в мире письменность изобрели древние шумеры в IV тыс. до н.э. Это была клинопись. На глиняных табличках они выводили черточки с клиновидными утолщениями на конце: получались рисунки-идеограммы. Утеряв связь со значением, они стали иероглифами. Клинопись насчитывала примерно 900 знаков. Наравне с шумерами работали в этом направлении и египтяне. Набор иероглифов был на треть меньше, зато рисунки – очень точны и могли обозначать абстракцию: ваза с изливающейся водой – прохлада, согбенный человек – старость.

Мореплаватели-финикийцы занесли алфавит в Грецию, и в III в. до н.э. на его основе возникло греческое капитальное письмо. Переработанные греками знаки были стройнее, проще и в отличие от финикийского левостороннего письма взяли равнение направо. Переходный бустрофедонический метод письма копировал труд землепашца, который, пройдя борозду, поворачивал быка на вторую с обратного конца. Римское письмо делилось на квадратные капиталы, которые высекали на камне, и повседневный курсив, который при помощи стила выводили на вощеных табличках. В конце I в. н.э. под влиянием Востока римская каллиграфия приобрела округлость форм – возник шрифт унциал.

После падения Римской империи унциальные шрифты проникли в Европу и породили ирландско-англосаксонскую, меровингскую, вестготскую и староиталийскую ветви. Они успешно развивались в монастырских скрипториях. Ирландско-англосаксонский шрифт, впитав в себя скандинавские руны, был изломан и угловат. Сжатое, высокое и узловатое меровингское письмо – красиво, но неудобочитаемо. Широкий и жирный вестготский шрифт, наоборот, читался прекрасно. Староиталийские типы, развившиеся в монастырях бенедиктинцев Монте Кассино и Боббио, родили каролингский минускул, отличительная черта которого – первые прописные буквы «минускулы».

В XI–XV вв. в архитектуре и каллиграфии Европы пришло время готики. Круглые арки стали стрельчатыми, кружочки и эллипсы букв – миндалевидными. Взгляни на рукопись тех времен, – и увидишь густой лес букв с надломленными концами. Готическое письмо превращало текст в плотную ткань, ее назвали текстурой. Строгую форму готики в XV веке разработали испанцы, самый красивый образец – итальянская круглоготическая ротунда. Древнерусская каллиграфия шла своим путем: летописи ХV–ХVII вв. плели вязью. уквы образовывали как бы вышивку или орнамент. Сплошной текстовый массив шел без прописных букв и интервалов. Заставкой была замысловатая композиция с заглавной буквой – «инициалом» в виде человечка, животного или птицы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1034
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1227
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
967
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1166

Другие новости