0
3852
Газета Антиквариат Интернет-версия

25.01.2008 00:00:00

О государственном и частном

Тэги: вексельберг, фаберже


вексельберг, фаберже Императорское Коронационное яйцо с каретой внутри – один из главных предметов в коллекции Вексельберга.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На прошлой неделе культурно-исторический фонд «Связь времен», управляющий коллекцией произведений Фаберже Виктора Вексельберга, направил в «НГ» письмо, в котором просил опровергнуть появившуюся в одной из публикаций («НГ» от 28.12.07) информацию о том, что коллекция не вернулась на родину. «НГ» постаралась прояснить этот вопрос и узнать, как коллекция прожила почти четыре года с момента ее покупки, а заодно задуматься над неоднозначным вопросом – можно ли считать, что собрание яиц Фаберже вернулось в Россию.

Очередную волну внимания к «феномену Фаберже» поднял рекорд, установленный минувшей осенью на аукционе Christie’s: российский коллекционер Александр Иванов купил Ротшильдовское яйцо Фаберже за сумму чуть менее 20 млн. долл. Но несмотря на это, с именем Фаберже по-прежнему ассоциируется только Виктор Вексельберг – славу его беспрецедентной покупки затмить нелегко.

В результате сделки, совершенной в феврале 2004 года, коллекция изделий Фаберже американского магната Малькольма Форбса, выставленная на торги Sotheby’s в Нью-Йорке, была приобретена целиком до аукциона российским предпринимателем. По сведениям СМИ, сумма сделки составила не менее 100 млн. долл. Кстати, в коллекции Вексельберга есть аналог яйца, купленного Александром Ивановым, – тоже с петушком и часами. Будь коллекция продана, еще неизвестно, какие могли быть рекорды. Впрочем, пока коллекция по-прежнему остается цельной и новые торги в ближайшее время ей не грозят.

Как сказано в пресс-релизе фонда, его миссия – «возвращение в Россию культурных ценностей, вывезенных за пределы страны в XX веке». Правда, не ясно: фонд намерен выкупать ценности и перевозить их в Россию или способствовать организации выставок – исходя из релиза печется фонд не только о сокровищах частных собирателей, но и европейских музеев.

В любом случае первое и главное дело фонда – коллекция Форбса, ради которой он, собственно, и был создан в том же феврале 2004-го. После совершения сделки один из представителей фонда так комментировал судьбу коллекции: «Где она будет храниться? Может быть, в Эрмитаже – это императорский дворец. Может быть, в музеях Кремля – там хранятся другие пасхальные яйца, сделанные для русских императоров. А может быть, в храме Христа Спасителя» («Коммерсант» от 05.02.04). Как показало время, главными словами в этом заявлении стали слова «может быть»: коллекция не попала ни в Кремль, ни в Эрмитаж, ни даже в храм Христа Спасителя. Она вообще пока никуда не попала – не только в руки государства (чего, в общем-то, Вексельберг никогда не обещал, но на что государство все-таки надеялось), но и на какое-либо постоянное место жительства. Коллекция в прямом смысле повисла в воздухе – в бесконечных переездах и перелетах.

При этом, чтобы подтвердить свое намерение физически вернуть собрание в Россию, фонд арендовал у правительства Санкт-Петербурга Шуваловский дворец, памятник архитектуры XVIII века, долгие годы находящийся в полуразрушенном состоянии. Фонд пообещал вложить в реставрацию дворца 10 млн. руб. и создать там частный музей. Шуваловский дворец и по сей день находится в плачевном состоянии, по официальному плану его реставрация может завершиться не ранее 2009 года.

Ситуация с реставрацией понятна – кому нужен музей, когда коллекция все время в путешествиях. Как заявляют представители фонда, коллекция «стала по-настоящему общедоступной. Под «общедоступностью» мы, в свою очередь, понимаем максимальный географический и зрительский охват». При этом из 15 выставок, проведенных фондом, только семь прошли на территории России. Как открыто заявил в одном из интервью представитель фонда, выставку показывают в тех регионах, где существуют интересы Виктора Вексельберга. Кроме Москвы и Петербурга в список личных интересов попали Ханты-Мансийск, Иркутск, Пермь, Екатеринбург и Тюмень. Кроме того, Дубровник, недалеко от которого у Вексельберга резиденция, Цюрих, где находится офис холдинга «Ренова», Берлин (как сообщают СМИ, во время проведения выставки партнеры Вексельберга сообщили об инвестициях в немецкую экономику).

Что касается других выставок вне России, здесь уместно сделать отступление о самом «феномене Фаберже». Не раз писали о том, что с художественной точки зрения творения Фаберже отнюдь не шедевры, а всего лишь вполне добротные образцы ремесленного искусства. К православному культу они имеют еще меньшее отношение, разве что формальное, и уж точно конфессиональными реликвиями не являются. Несмотря на то что изделия Фаберже появились на Западе задолго до революции, поклонение этим, в сущности, бесполезным и не самым красивым предметам было раздуто благодаря большевикам. Именно вследствие варварского уничтожения предшествующего слоя культуры, его физического вытеснения Фаберже стал ассоциироваться с императорской фамилией. А вскоре и вовсе превратился в настоящий культ, став на Западе своеобразным эталоном «русскости». Что не только не пошло во благо русской культуре, но и уничижало ее значение: достаточно представить, например, что многовековую французскую культуру свели к изделиям Картье, по качеству и выдумке ничуть не уступающим русской ювелирной марке. А Малькольму Форбсу, видимо, были не чужды имперские амбиции, судя по тому, с какой страстью он собирал именно императорские яйца. Даже соревновался с теми же самыми большевиками (вернее, их советскими потомками), которые, образумившись, сохранили оставшийся десяток яиц в Оружейной палате.

Явление, с которым, казалось бы, нужно бороться и заявлять, что Фаберже отнюдь не наше все, не только процветает по сей день, но и активно поддерживается самими русскими. Яркое тому подтверждение – европейские выставки коллекции Вексельберга. Статусные, политические и призванные показать Россию с самой лучшей стороны. Нетрудно предположить, что это тоже один из личных интересов Вексельберга.

Так, девять императорских пасхальных яиц экспонировались в итальянском городе Бари, где в марте 2007-го встречались президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Италии Романо Проди. Во время визита много говорили и о культурном обмене двух стран. В качестве подтверждения Италия напомнила об останках святителя Николая, которые покоятся в Бари, а Россия привезла самое русское и дорогое, что у нее есть, – конечно же, Фаберже. Другая выставка с политическим привкусом состоялась в Швейцарии по случаю празднования годовщины заключения дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Участвовали яйца и в крупнейшем фестивале русской культуры в Бельгии Europalia, где стали одним из центральных проектов и где экспозицию опять-таки не преминул посетить президент России.

Представители фонда «Связь времен» утверждают, что фонд имеет соглашение со Сбербанком, в соответствии с которым для коллекции выделено место в хранилище. При этом в СМИ не раз упоминалось, что коллекция прибывает на выставки из хранилища в Лондоне. Впрочем, учитывая плотный график разъездов коллекции, ни хранилище, ни постоянное место хранения в общем-то не нужны. Сейчас коллекция находится в Тюмени, где только что завершился ее очередной показ. Через некоторое время она отправится в новое путешествие.

Говоря о возвращении коллекции в Россию, учитывать необходимо не только ее физическое присутствие. Вещи имеют еще и юридически оформленный статус. Как стало известно «НГ» из неофициального источника, на коллекцию до сих пор оформлен временный ввоз – то есть ввоз с обязательством обратного вывоза в оговоренный срок. Получить комментарии в государственных органах «НГ» пока не удалось. В Россвязьохранкультуре сообщили, что они этим не занимаются (это при том, что по закону ввозимые предметы подлежат регистрации в Федеральной службе по сохранению культурных ценностей). На официальный запрос «НГ» Федеральная таможенная служба ответить затруднилась, сославшись на то, что на это потребуется много времени. Служба не отказала и обещала вопросом все-таки заняться.

Впрочем, и временный ввоз, и выставки, среди которых количество зарубежных превосходит российские, – все это личное дело господина Вексельберга. В конце концов частная собственность: храню там, где безопаснее, везу туда, где выгодно. По-человечески очень даже понятно.

Непонятно одно – зачем с такой настойчивостью отстаивать приверженность национальным интересам и говорить о русской культуре, а на деле – решать свои частные задачи. Что же касается побочного эффекта в виде 2 млн. человек (по подсчетам фонда «Связь времен»), посмотревших выставку, то, может, и не стоило ее им показывать с таким пафосом, не портить и без того неустойчивый вкус российского зрителя скучными, а порою и вовсе вульгарными предметами, которые волею судьбы неожиданно приобрели статус шедевров. А то и в самом деле поверят, что Фаберже – лучшее, что сумела создать русская культура.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1138
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
580
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3195
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2520

Другие новости