0
1133
Газета Арт Интернет-версия

01.11.2001 00:00:00

Фунт мяса актуального художника

Тэги: Савчук, конверсия, искусство


Валерий Савчук. Конверсия искусства. - СПб.: ООО "Издательство "Петрополис", 2001, 288 с.

КНИГА острая и намеренно вызывающая. Но даже то, что книга часто спорная, продуктивно: Валерий Савчук пишет о том, что глубоко и принципиально для понимания современного искусства. Постановка вопроса делает спор с автором содержательным, позволяет обсуждать то, что ново, что в самом деле еще непонятно и в то же время ощутимо насущно - а не выяснять в очередной раз известные истины.

Валерий Савчук - один из немногих, если не вообще единственный в России автор, существующий одновременно в академической среде и в сообществе авангардного искусства: профессор философского факультета Петербургского университета, одновременно - куратор художественных проектов и действующий художник-акционист. Основа сборника - диптих, составленный из теоретических работ "Контуры постинформации" и "Время, отреагированное кожей"; в них описываются изменения значения и роли искусства в современном обществе в последние 20-30 лет. Кроме монографий (впрочем, варианты некоторых частей публиковались в журналах как статьи), в книгу вошли описания художественных акций Савчука, избранные рецензии и статьи о фотографиях, арт-проектах и т.п.

Главные идеи диптиха примерно таковы. Современное общество - общество постоянно текучей, безразличной к человеку, чудовищной по объему информации и ее удаленного восприятия. Искусство тоже воспринимается как информация и как товар. Любые споры в обществе введены в цивилизованные рамки, любые принципиальные различия между людьми - в убеждениях, в агрессивности, в эмоциональном строе - рационализированы, их либо не замечают, либо обсуждают в соответствии с жестко заданными правилами. В целом современное общество может быть описано как стерильное, отчуждающее людей от любого общения, кроме рационального, и - по сути - отчуждающее человека от его подлинной природы, от его бессознательного. Современный художник существует в своего рода психологической резервации: ему можно то, чего нельзя другим, - до определенной степени. Его задача - пробиться к тому, что живо и что не забито в машины производства и потребления желаний и информации - что живо в нем и в других.

Главным способом нахождения точек жизни, сострадания, подлинного контакта Савчук считает художественные акции, своего рода "прямое действие" искусства - переход от производства предметов искусства (например, картин) к произведению, которое "больше не представляет художника, а осуществляет его желание в реальном масштабе и времени" и таким образом "возрождает культуру целостного реагирования".

Еще местом рождения живого контакта с действительностью Савчук считает фотографию, но это выясняется только из статей в третьей части книги. А до этого идет "Время, отреагированное кожей" - апология перформанса. При этом Савчук подчеркивает радикальность и антисоциальность того типа акций, который ему интересен, в частности - что многие акции 60-70-х проводились с большим или меньшим риском для жизни самого художника. Акции, с точки зрения Савчука, воскрешают самоощущение человека в архаическом ритуале: нанося раны себе или принося в жертву животное, человек искупал раны, наносимые им и его племенем окружающему и находил новую связь с миром. Такая идеология (а программа Савчука достаточно близка к идеологии) восходит к идеям "театра жестокости" Антонена Арто и тех, кто эти идеи развивал. Художник, по Савчуку, может заставить себя и других почувствовать подлинную реальность только через боль.

К счастью, собственные акции Савчука как художника совсем не так кровожадны, как он того требует от других. Например, в книге описан реализованный Савчуком (в соавторстве) в 1994-м году проект "Новые литераторские мостки", в котором деятелям питерского и московского актуального искусства предлагалось написать себе эпитафии. Эпитафии есть очень трогательные: "Ушла на базу" (Марина Колдобская), "Любил белый свет, но полжизни провел при красном" (фотохудожник Александр Китаев), "Обезьяна превратилась в человека тогда, когда впервые взяла камень, чтобы добить другую обезьяну" (Евгений Юфит).

Савчук не устает подчеркивать в книге, что современная ситуация в культуре требует от художника не изгойства и не отчаянного бунта, но подлинности проживания. Здесь спорить вроде бы не с чем - именно так. Однако "подлинность проживания" Савчук понимает прямолинейно и утопически. Искусствовед Савчук периодически попадает в ловушки, которых для художника Савчука не существует, потому что художник Савчук ходит по другим тропам.

"Ныне уже не столь интересно, как нечто разбирается - будь то власть, субъект, центр, смысл или идеология. Гораздо интереснее┘ то, что остается, что удерживает и удерживается┘ Что это за мир, который продолжает считаться своим?"

Проблема, однако, в том, что ничего не "остается". В смысле - не остается неизменным. Информации как бессмысленной текучести может быть представлено не нечто неподвижное, а органический рост, реальное и трудное изменение. Мир можно не считать "своим" - важнее с помощью художественного действия установить контакт с миром. А это действие не "остается", в нем важнее подвижная ощутимость - не обязательно прямо-таки телесная, важнее, чтобы эмоциональная.

Своим стилем Савчук периодически делает радикальные выводы из собственных идей. Проще сказать, артикулирует искренние порывы "здесь и сейчас". Перформанс в философской интерпретации Савчука становится своего рода универсальной утопией. Однако в его искреннем стиле при этом проступают современные (и не всегда новые) российские мифологемы:

"Удовольствие требует (потому что проистекает из) насилия, творчество - диктатуры, свобода - ограничений, благородный гнев - раздражения.

Ускользание, тело без органов, поверхность, номадизм остаются в отваливающемся тысячелетии. Наступает время глубины, вертикали, ответственности, сочувствия и соболезнования.

У нас, жмущихся к Уралу, насилия в избытке. В конечном итоге проигравшие сильнее победителей. Ex Oriente lux".

Ох, эту книжку мы уже читали. У подобных манифестов есть явное родство с идеями тоже петербургского философа-мифотворца Александра Секацкого, который пишет о "духе воинственности" и взял, по его же словам, мистическое шефство над президентом Владимиром Путиным. Но дело, конечно, не в Секацком и даже не в том, что у нас "насилия в избытке" - вот уж чем гордиться не пристало (Владимир Соловьев, помнится, все допытывался у Руси, каким она хочет быть Востоком - Востоком Ксеркса иль Христа?). Дело в связи насилия и искренности.

Большое заблуждение, артикулированное у Савчука, - считать, что "новая искренность" неразрывно связана с проблемами власти. Ощущение реальной боли себя и другого может восстанавливать пространство ритуального действия, пространство живого общения, но на новых основаниях - неиерархических. Савчук совершенно справедливо пишет: "Старая искренность - искренность вовлеченности в проект┘ Искренность новая, на высоте адаптации предшествующего опыта трансгрессии, протеста, ускользания┘ дает выход и техничное выражение коллективному, в том числе и собственному бессознательному┘ Искренность и уверенность из психологического самоотчета художника┘ становятся художественным приемом". И не только приемом: художник вновь позволяет себе присутствовать в произведении, делать ощутимым в нем себя - с голосом и телом, - а может быть, и других. Но почему-то этот самый "художественный прием" у Савчука обязательно требует вторичной идеологизации. Если нужны ответственность, сочувствие и соболезнование - так сразу же подавай идеологическую "вертикаль".

Характерно, что в третьей части книги, среди избранных рецензий на выставки, Савчук помещает текст об акции петербургского перформанс-дуэта "Фабрика найденной одежды" под названием "Смерть платья". Актуальное искусство "Фабрики" увидено с точки зрения новой искренности и новой ритуальности, но умение Цапли и Глюкли (прозвища участниц дуэта) создать в других акциях доверительную, домашне-частную атмосферу Савчука не вдохновило. Пусть хоть платье, но чтобы в жертву принесли - с гарантией. Дело прочно, когда под ним струится кровь.

У Савчука обходится вопрос: может ли существовать такое пространство искусства, где боль не исключает равноправия и взаимной теплоты. Где символическое жертвоприношение происходит не одномоментно, а растянуто во времени - и не отсрочено, а происходит здесь и сейчас. Но не только здесь и не только сейчас. А если такое пространство увидеть, то в нем стратегии боли и стратегии провокации будут только одним из необходимых полюсов. Другой полюс - искусство изменения атмосферы, тихого, как ночной разговор и как чайная церемония. Современное произведение искусства дает шанс измениться и попробовать существовать иначе прежде всего самому художнику. И уже в силу этого оно становится вопросом к обществу, - возможно, провокационным.

И тем не менее, хотя в третьей части вновь разрабатываются любимые темы, она во многом меняет представление о Савчуке. Высказывания Савчука по частным поводам гораздо менее идеологичны и декларативны. Он описывает не требование боли, а внимание к конкретным людям и событиям: акционное товарищество "Новые тупые", фотографов, которые создают особый взгляд на Петербург, художественный дуэт "Комильфо", состоящий из жены и мужа, обсуждение результатов голосования зрителей на выставке - какая картина "самая плохая" - с автором этой картины┘ Нет требований крови, есть внимание к чужой и разной работе, в самом деле выводящей человека из равнозначного информационного мельтешения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1277
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
1763
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
2697
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
1964

Другие новости