0
1702
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

18.05.2000 00:00:00

Министр на распутье

Тэги: История, воспоминания, Милютин


Д.А.Милютин Воспоминания. 1860-1862. - М.: Российский Архив, 1999, 559 с.

ЕСТЬ ЧТО-ТО почти мистическое в том, с каким постоянством в течение трех столетий русской истории 60-е годы оказываются эпохой реформ. Шестые десятилетия XVIII, XIX и XX веков на удивление похожи; впечатление такое, будто каждый раз разыгрывается один и тот же сценарий: пробуждение надежд и ожиданий, период бурной реформаторской активности, затем - внезапный страх властей перед последствиями собственной решимости и запоздалый откат назад, неизбежно порождающий в одних - горечь разочарования, в других - праведный гнев. И вопросы всякий раз возникают одни и те же: был ли альтернативный выбор? а если был, то какой? и кто должен был его сделать?

Легко обсуждать и даже осуждать исторические решения, принятые другими; гораздо труднее хотя бы одно такое решение принять самому. Вот почему к свидетельствам самих реформаторов стоит внимательно прислушиваться не столько в поисках конфиденциальных подробностей, сколько для того, чтобы почувствовать всю рискованность предприятия и всю тяжесть личной ответственности.

Воспоминания Дмитрия Алексеевича Милютина - одного из архитекторов "великих реформ" эпохи Александра II, в течение многих лет занимавшего пост военного министра, - дают возможность, посмотрев на жизнь шестидесятнической бюрократии изнутри, уяснить исключительную сложность положения высокопоставленного чиновника либеральных воззрений в императорской России. С одной стороны - жесткие нормы корпоративной этики, с другой - трезвая оценка ситуации и сознание неизбежности нововведений; с одной стороны - нравственная потребность в сохранении независимой позиции, с другой - практическая необходимость лавировать и идти на компромиссы.

Записки Милютина открывают нам совершенно иную перспективу видения исторических событий, нежели у частного лица или общественного деятеля, - перспективу профессионала. Об этом особом взгляде свидетельствует сам тон воспоминаний, где аналитическая сухость неизменно преобладает над поэтическим воодушевлением и ностальгической грустью. Милютин пишет мемуары так, как пишут рапорт: лаконично, точно, деловито. Детальная хронология с указанием месяцев, дней и даже часов. Широкий охват событий. Строгая последовательность изложения, тематически разложенного по пунктам и подпунктам. Отсутствие личного пристрастия (даже там, где нельзя избежать личной оценки, Милютин не изменяет этой благородной сдержанности: его портреты современников, за исключением разве что родного брата Николая, больше похожи на характеристики для личного дела). Это взгляд государственного мужа, который "служит делу, а не лицам". Так же Милютин относится и к самому себе: никакой лирики, никаких сантиментов, только последовательный отчет о намерениях и поступках.

Именно непоколебимая приверженность долгу целиком определяет милютинское изображение весьма драматических событий начала 60-х. Всякая оппозиционность властям для него свидетельство либо незрелости, либо злонамеренности, но во всяком случае - проявление безответственности. Подобно большинству его соратников, он не в силах уследить незримые, но прочные нити, связывающие его с теми, в ком он видит своих противников. Он даже не допускает мысли, что освободительное движение взращено себе на погибель самими реформаторами. Особенно разительна эта трагическая слепота в изображении событий польского восстания 1861 г., которое Милютин никак не связывает с либерализацией внутри страны.

Однако присущая бывшему военному министру односторонность воззрений - не следствие ограниченности суждений, а естественное выражение выпестованного целым поколением внутреннего достоинства, не вполне оцененного современниками и надолго утраченного потомками, того самого достоинства, что никогда не теряет грани между благими намерениями и благонамеренностью, долгом и должностью, верностью и верноподданностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2666
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2104
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3593
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1049