Фото Server Stock photos by Vecteezy
К 2030 году внедрение искусственного интеллекта (ИИ) станет вопросом выживания большинства российских компаний, прогнозируют аналитики «Яков и партнеры». А чтобы развивался сам ИИ, не обойтись без ускоренного строительства современных центров обработки данных (ЦОД). Сейчас, как выяснил Институт экономики роста, доля России в мире по мощности дата-центров – лишь 1–1,5%. И даже ожидаемый к 2030 году рост мощностей российских ЦОД – почти в три раза – будет означать отставание от глобальных лидеров индустрии. Эксперты призвали обратить внимание на потенциал Восточной Сибири.
За период до 2030-го совокупный эффект от внедрения в экономике России технологий ИИ может составить от 7,9 трлн до 12,8 трлн руб. в год.
Такой прогноз обнародовали эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнеры» в исследовании «Искусственный интеллект в России: тренды и перспективы», проведенном совместно с «Яндексом».
Этот экономический эффект складывается не только из оптимизации затрат, но и из новой выручки за счет продуктовых инноваций и трансформации бизнес-моделей. Диапазон оценок можно объяснить учетом разных сценариев развития экономики РФ в целом и отечественной индустрии ИИ в частности.
Обнародованный сейчас прогноз оказался оптимистичнее предыдущей версии, которая ранее предполагала, что экономический эффект для России от внедрения ИИ мог бы составить от 4,2 трлн до 6,9 трлн руб. в год на горизонте до 2028-го. Пересмотр оценок обусловлен более быстрым, чем ожидалось, развитием технологий, их активным внедрением в бизнес-процессы.
В рамках исследования было организовано несколько опросов, один из них проводился среди технических директоров 150 крупнейших компаний РФ, представляющих 16 отраслей экономики от добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства и до финансового сектора, торговли и здравоохранения.
Судя по экспертным оценкам и результатам опросов, в технологическом разрезе наиболее значимый вклад в бизнес-процессы уже вносит и продолжит вносить прежде всего генеративный ИИ. Тем более что за два года он успел перейти в российской экономике от экспериментальных запусков к стадии массового использования. Доля компаний, применяющих эту технологию хотя бы в одной функции, достигла в 2025-м 71%.
Также на рынке быстро распространяются проекты внедрения ИИ-агентов («умных» помощников): 46% компаний уже внедрили или тестируют автономные решения, способные выполнять цепочки задач без участия человека.
Еще аналитики указали на перспективы компьютерного зрения – это технология, позволяющая анализировать изображения и видео с помощью ИИ. Компьютерное зрение остается одним из ключевых драйверов экономического эффекта благодаря автоматизации визуального контроля, безопасности и производственных процессов – 67% компаний применяют технологию в этой функции.
Но и другие решения на базе ИИ тоже продолжат развиваться и приносить пользу. В отраслевом разрезе более 60% совокупного экономического эффекта в России будет сосредоточено в пяти ключевых секторах: это онлайн-торговля, телеком и медиа, IT-сфера, строительство и недвижимость, здравоохранение.
При этом, судя по исследованию, несмотря на формирование пятерки секторов-лидеров, в целом по экономике к 2030 году внедрение ИИ станет вопросом выживания уже большинства российских компаний.
Но чтобы в стране развивался сам искусственный интеллект, который должен помочь экономике шагнуть в цифровое будущее, не обойтись без таких «приземленных» вопросов, как ускоренное строительство современных дата-центров. Этой теме было посвящено представленное на конференции в ТАСС исследование Института экономики роста им. П.А. Столыпина под названием «Потенциал создания нового игрока мирового рынка инфраструктуры данных».
|
|
Прогноз роста мощностей российских ЦОД до 2030 года. Данные как по коммерческим дата-центрам, так и по кэптивным, то есть корпоративным или ведомственным, построенным по заказу конкретных организаций. Источник: презентация Института экономики роста им. П.А. Столыпина |
По прогнозу экспертов института, общая мощность российских ЦОД к 2030 году может увеличиться почти втрое по сравнению с уровнем 2024-го – с 1,44 ГВт до 4 ГВт.
Но даже такой внушительный рост по факту будет означать отставание от глобальных лидеров индустрии. В исследовании сообщается, что консенсус-прогноз консалтинговых агентств предполагает среднегодовой темп роста мировых мощностей дата-центров более чем на 38%, а ожидаемый рост российского рынка медленнее – 22,5% в среднем в год.
Тогда как, судя по выступлению на конференции исполнительного директора Института Столыпина Антона Свириденко, при должном внимании к этой индустрии у России есть возможность не только обеспечить собственный технологический суверенитет, но и наладить новый вид экспорта: уже «не по трубе», а «по оптоволокну» – предоставляя услуги хранения и обработки данных внешнеэкономическим партнерам.
Проблема, однако, в том, что те дата-центры, которые строились в стране в предыдущие 10 лет, «не совсем подходят под текущие задачи», связанные с внедрением и развитием искусственного интеллекта. Об этом сообщил на конференции гендиректор компании Cloud X Денис Хлебородов.
«Необходимы гипермасштабируемые ЦОД, на сотни мегаватт, изначально спроектированные под ИИ, предполагающие высокую плотность вычислений, большое тепловыделение, жидкостное охлаждение, высокую энергоэффективность», – перечислил он.
По словам эксперта, сегодня в мире совокупный рынок ЦОД и облачных инфраструктур уже сравним по масштабам с крупнейшими сырьевыми рынками. Он превышает 600–700 млрд долл. в год и продолжает расти высокими темпами как раз за счет двух драйверов: это искусственный интеллект и переход бизнеса на облачные модели хранения данных на удаленных серверах.
«Россия в этой картине пока и не крупный поставщик, и даже не крупный потребитель цифровых технологий. Актуальный вопрос – успеем ли мы развернуть цифровую инфраструктуру в необходимом масштабе», – обратил внимание эксперт.
Как отмечается в исследовании, сейчас новые мощности цифровой инфраструктуры сконцентрированы в большом объеме в европейской части страны, и это, по мнению экспертов Института Столыпина, «создает существенные геостратегические риски» и не учитывает потенциал других регионов – в частности Восточной Сибири. В ее случае ключевыми факторами успеха становятся стоимость электроэнергии и охлаждения оборудования, инфраструктура передачи данных, транспортно-логистическая составляющая, наличие квалифицированной рабочей силы и возможность ее подготовки.
Среди прочего эксперт Сибирского Института экономики роста Антон Пыжев упомянул низкую стоимость энергии – например, в Восточной Сибири она в семь раз дешевле, чем в Шотландии, что позволяет говорить о конкурентоспособности региона не только внутри России, но и на мировой арене.
Так что Институт Столыпина выступил с предложением рассмотреть создание в Восточной Сибири, а именно на территории Иркутской области, центра хранения и обработки данных мощностью до 200 МВт.
При этом Пыжев напомнил, что в некоторых регионах страны остро стоит проблема энергодефицита, однако в Сибири, как он сказал, пока еще сохраняется резерв мощностей.
Между тем, как следовало из доклада Хлебородова, помимо энергетического фактора есть еще аспекты, которые следует учитывать при развитии индустрии ЦОД в стране: это и регуляторика, и доступность «длинных» инвестиций. n


